«Моё дело в моих руках!» - Юлия Пересильд в премьере спектакля «Васса» в Театре Наций

Новости

«Моё дело в моих руках!» - Юлия Пересильд в премьере спектакля «Васса» в Театре Наций

«Моё дело в моих руках!» - Юлия Пересильд в премьере спектакля «Васса» в Театре Наций

Театр Наций под занавес сезона представил большую премьеру: 9 и 10 июня на Основной сцене прошли первые показы спектакля «Васса», который смело можно назвать театральным бенефисом Юлии Пересильд. Одна из самых талантливых и многогранных актрис своего поколения не только исполняет главную роль, но и выступает художественным руководителем постановки.

Спектакль «Васса» переосмысливает драматический конфликт знаменитой горьковской «Вассы Железновой», продолжающей популярную в русской классической литературе тему трагического распада семьи. В центре истории все та же — волевая русская женщина, купчиха, владелица судоходной компании. Но сегодня создатели спектакля ставят перед собой задачу разглядеть в Вассе «человеческую женщину», женщину-жену, женщину-мать, старающуюся спасти свою разваливающуюся мечту о целостном доме, в котором все будут трудиться, где праздники и горести будут разделены на всех поровну, где агрессивному внешнему миру будут противопоставлены умение трудиться и жить по совести, не забывая, что «жизнь-то — не мать родная, а строгая хозяйка»…

Действие спектакля разворачивается во время семейного праздника, когда сквозь рождественскую суету, искусственную веселость, саркастический юмор прорывается отчаянная боль и щемящее одиночество разобщенной семьи.

Юлия Пересильд во всей гамме чувств воплощает сильную женщину, «которая и коня на скоку остановит, и в горящую избу войдёт». Васса лидер во всём: глава не только судоходной компании, но и семьи, которую она всеми силами пытается удерживать «на плаву в непредсказуемом житейском море».

Время и место действия растворяется в сценическом пространстве: премьерный спектакль в Театре Наций не про эпоху, а про людей, природа которых, как известно, не меняется в отличие от технического прогресса.

«Моё дело в моих руках - я все сама: это вся моя философия»

В завязке действия публика видит на занавесе надпись: «Исполнительница главной роли, Юлия Пересильд, задерживается». Вся семья сидит за столом в предвкушении встречи Нового года – все облачены в костюмы, иронично напоминающие тех или иных зверей – мышки, зайчики, кошки…

Васса стремительным шагом выходит на сцену из зрительного зала  - в её руках множество подарочных пакетов, на которых презентабельно красуются названия дорогих брендов и бутиков, героиня говорит по телефону, решая какой-то деловой вопрос и параллельно облачаясь в костюм Снегурочки в кокошнике, затем Васса начинает петь. Душещипательный романс в великолепном исполнении актрисы, которая является замечательной певицей и создательницей группы «Мандрагора», погружает отнюдь не в новогоднюю атмосферу – Васса рассказывает о своей непростой судьбе, но без жалоб, нотаций и назиданий. Героиня словно бы старается предупредить своих юных дочерей и подготовить их к тому, что жизнь далеко не всегда такая, какой мы представляем её в своих иллюзиях и мечтах.

Васса Железнова в исполнении Юлии Пересильд — прежде всего трагическая героиня, бросившая вызов судьбе, пытающаяся победить предлагаемые обстоятельства жизни и совершить невозможное — склеить разламывающийся, распадающийся, жестокий к своим героям мир.

В один момент праздничное торжество буквально замирает – опять же из зрительного зала появляется Александр Деветьяров – актёр, обладающий магнетической энергией, предстаёт в образе умершего мужа Вассы, к смерти которого, как мы знаем из литературного первоисточника, главная героиня имеет самое прямое отношение.

И хотя за время спектакля усопший супруг не произносит ни слова, его роль является одной из ключевых – Васса не может отпустить мужа и простить себе страшный грех, хотя внутренне она себя оправдала за это преступление, для совершения которого, по мнению Вассы, у неё были веские аргументы. Незримо присутствует на сцене и ещё одна жертва властной волевой героини – девушка, которая была беременна. Призраки тех, кого Васса приговорила к смерти, не дают ей покоя. Но это не мешает целеустремлённой бизнес-леди «решать дела» - она упрямо и упорно пытается делать вид, что семья, в которой, по сути, все друг другу чужие люди, вполне благополучная «ячейка состоятельного общества».

Дочери Вассы (Алесия Некрасова и Александра Ахметзянова), как это часто бывает в семьях, где дети живут на всём готовом и понятия не имеют о труде, растут избалованными инфантильными особами, совершенно не приспособленными к жизни.

Эксцентричный брат Вассы, Прохор Борисович Храпов, ведёт потребительский и разгульный образ жизни. Однако это не мешало ему баллотироваться в мэры городка – для многих людей, у кого есть деньги, власть является одним из немногих, что ещё способно их порадовать. В колоритном образе брата Вассы в разных составах предстают харизматичные Виталий Кищенко и Алексей Вертков.

Человеческого и идеологического антагониста Вассы Рашель воплощает Юлия Хлынина, одна из самых востребованных в кино и театре актрис. Пересильд и Хлынина не впервые играют на одной сцене, поэтому тонко чувствуют актёрскую природу друг другу, безусловно, сложившееся партнёрство двух прекрасных актрис добавляет новому спектаклю органики.

Конфликт двух сильных личностей с ярко выраженными лидерскими качествами показан на сцене очень эмоционально: несмотря на множество разногласий и противоречий Васса и Рашель уважают друг друга.

Рашель появляется на сцене в чехле от контрабаса – революционерка незаконно пересекла границу, ей грозит арест, но даже этот факт не останавливает смелую женщину: она приехала за своим сыном, так как не хочет, чтобы он воспитывался и рос в разгульной среде распадающегося класса капиталистов.

Васса абсолютно искренне предлагает Рашель жить в её доме и вместе воспитывать сына Рашель и внука Вассы, в котором главная героиня видит основного наследника внушительного состояния, возлагая на мальчика далеко идущие правы по продолжению семейного дела.

«Не надо объяснять, когда надо объяснять»

Литературную основу для постановки подготовил драматург Константин Стешик. В ней использованы обе редакции «Вассы Железновой» (1910 и 1935 годов) и фрагменты других произведений Максима Горького, в том числе романа «Жизнь Клима Самгина». Такой подход, по мнению создателей спектакля, диктует сам автор, основательно переписавший свою пьесу спустя четверть века с поправкой на революционные изменения.

Герои говорят с характерным «оканьем», а пронзительные тексты Максима Горького изобилуют множеством философских вопросов и размышлениями на глобальные субстанции.

Чёрно-белая сценография Николая Симонова и световая партитура Ивана Виноградова тонко и точно расставляют акценты. Монументальные колонны и производящие впечатление надежности  стены состоятельного дома гораздо более хрупки, чем кажется.

Помимо драматургической составляющей в спектакле «Васса» важную роль играет музыкальный ряд, раскрывающий характеры персонажей. В нем использованы произведения разных эпох и жанров, среди которых народная песня «Ай повяжу я белый платок», советские хиты «Пароход» и «Течет река Волга», «Школа жизни» рок-группы «Ноль». Лейтмотивом постановки стал романс «Если можешь, прости», ставший популярным в исполнении Изабеллы Юрьевой.

Яркую индивидуальность гротесково-гиперболизированных героев подчёркивают костюмы знаменитого художника Надежды Васильевой. Кроме уже упомянутых костюмов с характерной зоостилистикой, отдельно отметим строгое и стильное джинсовое платье Вассы, аскетичное пальто «потрёпанной жизнью» Рашель и на контрасте с ним – платье с рюшами, как символ непримиримой борьбы разных социальных классов.

«Класс умирает, а я здорова»

Юлия Пересильд: «Мне жалко эту женщину. Жалко от того, что она возомнила себя богом, который может вершить судьбы людей. Жалко, что Васса запуталась в этой жизни, пытаясь сохранить дом, семью, бизнес, которые она тащила на своих плечах. Волевая, мощная по своей природе, Васса была уверена, что ей удастся выйти победительницей из любой ситуации, но обстоятельства оказались сильнее. Сердце ее не выдержало ни этой ноши, ни взятого на душу греха».

В финале от деловых и лидерских качеств Вассы остаётся лишь иллюзия – героиня остаётся на сцене в одной сорочке и призрак мужа буквально увлекает её за собой…

«Человек предполагает, а Господь располагает!» - жизнь знает немало примеров, когда те, кто возомнил себя всесильными и всемогущими, кто решил, что имеет право вершить судьбы и устанавливать правила, становится жертвой своих же интриг, стратегий и высших сил, управлять которыми им неподвластно.

Любая сила и могущество порой могут оказаться бесполезными перед айсбергами реальности. Безусловно спектакль «Васса», кульминацией которого является, в первую очередь не социальный конфликт, а морально-нравственное противостояние взглядов и вопросы о смысле жизни и сути совести, станет ярким театральным событием, которое каждый зритель воспримет сквозь призму своей личности.

 

Корреспондент -  Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Наций

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь