Интересно устроена наша жизнь: многим выдающимся людям судьба отмерила сравнительно мало земного времени, но за короткую и яркую жизнь они успели сделать столько, что навсегда вошли в историю. Одной из таких личностей является драматург Александр Вампилов, он прожил всего 34 года и написал 4 пьесы, каждая из которых стала классикой драматургии двадцатого века, не утрачивающая актуальность по сей день. Несмотря на различия в социальном устройстве и бытовых аспектах, можно смело сказать, что герои Вампилова - наши современники: «тонкая душевная организация» по-прежнему многим выходит боком, успеха всё чаще добиваются «держащие нос по ветру» беспринципные приспособленцы, а порядочные люди страдают от одиночества, несправедливости и разбившихся об айсберги иллюзий надежд.
Авторский почерк ученика Римаса Туминаса Анатолия Шульева («Дурочкой» в Театре Вахтангова в его постановке мы недавно восхищались https://worldpodium.ru/news/prekrasnaya-i-prelestnaya-durochka-na-novoy-scene-teatra-vahtangova-chuvstva-kazhutsya-blednee ) приобретает всё больше и больше поклонников. Анатолий в своих спектаклях сохраняет и приумножает лучшие театральные традиции, не провоцирует и не эпатирует публику, не самоутверждается на классике, а глубоко, тонко, изящно и искусно инсценирует произведения с искренней любовью к людям в самом глобальном понимании - с любовью к зрителям, авторам и артистам.
«Старший сын» Александра Вампилова – комедия, построенная на странных стечениях обстоятельств. Студент Бусыгин и его приятель Сильва, провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и пытаются найти ночлег под выдуманным предлогом, что один из них – внебрачный сын отца семейства и приехал его навестить. Самозванец входит в мир семьи Сарафановых и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман.
Сюжет пьесы Вампилова «Старший сын» нам хорошо знаком, произведение регулярно ставится во многих театрах. Экранный образ Андрея Григорьевича Сарафанова, восхитительно созданный Евгением Леоновым в одноимённом фильме, стал по-настоящему каноническим.
На первый взгляд, может возникнуть определённый диссонанс - интеллигентного, импозантного, благородного актёра с аристократичной внешностью и офицерской статью сложно представить в роли не слишком удачливого провинциального музыканта, но все сомнения рассеиваются сразу, как начинается действие.
Игорь Костолевский невероятно органичен и гармоничен, трогателен и убедителен в роли Андрея Григорьевича Сарафанова, во всём спектре эмоций артист передаёт доброту, наивность, неподдельную искренность, доверчивость и порядочность этого удивительного человека, который сумел сохранить в себе детскую непосредственность, открытость и милосердие.
Элегантный смокинг с бабочкой и потрёпанный временем плащ музыканта, который, потеряв работу в оркестровой филармонии, вынужден играть на праздниках и похоронах, говорит о природной интеллигентности и стойкости духа. Музыкант вдумчиво сочиняет ораторию «Все люди - братья», и пусть написал он пока всего одну нотную страницу, главное не результат, а смысл: Андрей Григорьевич и живёт со стойким убеждением, что все люди братья, а человек человеку друг! Нелепые короткие штаны, растерянный вид и не всегда логичные, но неизменно искренние и честные поступки, открывают нам человека большой души и сердца.
Сарафанов идёт к соседке Макарской (Юлия Соломатина), к которой воспылал юношеской порывистой любовью его сын Васенька (Станислав Кардашев), просит одинокую даму бальзаковского возраста быть помягче с его эмоциональным сыном и даже говорит, что, если Макарская вдруг ответит Васеньке взаимностью, он не станет чинить препятствий из-за разницы в возрасте и других преград.
Он верит на слово вдруг объявившемуся «Старшему сыну» Владимиру Бусыгину (Алексей Дякин), романтично погрузившись в воспоминания о своей страстной истории любви, которая произошла сразу после войны в Чернигове с девушкой по имени Галя.
Не возникает никаких противоречий ни в странных фактах ситуации появления этого сына со своим случайным приятелем Сильвой (Владимир Гуськов), зато видна искренняя радость от того, что у него есть ещё сын, и теплится слабая надежда, что, может быть, благодаря старшему сыну в семье воцарится мир и лад, а одиночество навсегда покинет этот дом. К слову, фамильная серебряная табакерка, которую Сарафанов дарит вдруг нашедшемуся старшему сыну, очень атмосферна и символична - атрибут преемственности поколений и незыблемости вечных морально-нравственных ценностей.
У Вампилова герою 21 год, в спектакле персонажу 26, актёру - лет на 10 больше - этого Бусыгина уже сложно назвать студентом, это состоявшийся взрослый человек, который умеет разбираться в людях, понимает смысл добра и зла и осознаёт бесценность родственных душ, которых в динамичном мире встретить очень сложно.
«Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову!» - восклицает Бусыгин, терзаемый муками совести за случайный обман людей, к которым он проникся всей душой и которые искренне полюбили его.
За несколько часов, проведённых в семье Сарафанова, Владимир становится им по-настоящему родным: как истинный старший брат он переживает за Васеньку и хочет встать на его защиту, волнуется о спокойствии и здоровье отца, у которого младшие дети и непростые жизненные обстоятельства изрядно играют на нервах, увы, не мажорную мелодию.
А ещё герой влюбляется в дочку Сарафанова Нину (Полина Лазарева) и она, сама того не желая, отвечает ему взаимностью. Чувство, которое, словно цветок после дождя, зарождается и распускается на глазах зрителей, трансформирует героев - делает их свободнее и смелее.
Нина, серьёзная молодая девушка, которая думала, что знает, чего хочет от жизни, спланировала брак с перспективным и во всех аспектах вроде бы положительным человеком, выпускником лётного училища Кудимовым (Илья Никулин). Встретив Бусыгина, девушка постепенно понимает, что такое настоящая любовь и что сердцу не прикажешь.
Не может приказать сердцу и обуздать свою первую страсть и Васенька, в герое бурлит неиссякаемая энергия юности, задор и кураж. Столкнувшись с безответной первой любовью, импульсивный парень готов наделать глупости. Он непременно повзрослеет и, конечно, и на его улице будет ещё праздник!
Не ждёт милостей от природы, живёт легко и играючи случайный приятель Бусыгина Сильва. С его необдуманной шутки, сказанной в корыстных целях - погреться в тёплом доме, лихо закручивается весь сюжет. Но если изначально модный молодой франт вызывает своим обаянием, смелостью и харизмой симпатию, то в финале мы понимаем, что понятий порядочности и чести для Сильвы не существуют: если ему выгодно, он переступит через всё и через всех. Такие Сильвы, как правило, очень успешны и востребованы в любом времени - их любят женщины, ценят руководители, уважают мужчины, но настоящим другом такого человека не назовёшь никогда. «С женщинами главное не забывать, что на свете существует много других женщин», - в этой фразе заключён весь герой. И не только применительно к женскому полу, а в эгоистичном и потребительском отношении ко всем и ко всему.
«Свет раскололся на женихов и нахалов: с женихами скучно, с нахалами слёзы!»: восклицает Макарская. Работающая секретарём в суде героиня, насмотрелась на бракоразводные процессы и уже не верит в чистую, трепетную любовь, но ещё продолжает мечтать о тихом семейном счастье.
Костюмы Марии Даниловой являются органичным обрамлением всех персонажей, подчёркивающим их индивидуальность и морально-нравственные черты. Об элегантном образе Сарафанова и щёголе-франте Сильве мы уже упомянули, контрастирует с ними довольно обывательский наряд Бусыгина. За красоту и эстетику отвечают изящные и эффектные туалеты Макарской и стильные, строгие и привлекательные образы Нины.
Музыку Полины Шульевой можно назвать полноправным героем потрясающего спектакля и не только потому, что она является логичным отражением профессии и призвания главного героя, но и потому, что музыка очень точно и тонко расставляет акценты и усиливает эмоциональность и драматизм происходящих событий.
Сценография Мариуса Яцовскиса представляет из себя макет среднестатического советского дома, построенного буквой П. Быт квартиры Сарафанова также вполне узнаваем - от старенького холодильника до посуды.
На авансцене расположена станция электрички, на которую опоздали герои. Здесь примостилась водоразборная колонка, вода в которой может быть как живительной родниковой, так я грязной и сточной. Эту аллегорию можно применить и к людям: одни - такие, как Сарафанов и Бусыгин, другие - как Сильва.
На афише спектакля сделан акцент на потрепанных ботинках, которые уже утратили товарный внешний вид, но зато сроднились со своим обладателем. Эта метафора тонко коррелируется с цитатой Далай-Ламы: «Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить».
Очень жаль, что в циничном и прагматичном мире людей, которые сохранили доброе сердце, милосердие и сострадание, считают «блаженными» и странными, и что меркантильность, ложь и лукавство становятся приоритетнее порядочности, чести и совести.
В гостеприимном Доме Андрея Григорьевича Сарафанова гостила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра им. Владимира Маяковского
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.