Премьера спектакля «В списках не значился» в постановке Владимира Машкова в Театре Олега Табакова: «Вечный огонь» незыблемой памяти

Новости

Премьера спектакля «В списках не значился» в постановке Владимира Машкова в Театре Олега Табакова: «Вечный огонь» незыблемой памяти

Премьера спектакля «В списках не значился» в постановке Владимира Машкова в Театре Олега Табакова: «Вечный огонь» незыблемой памяти

9, 10 и 22 июня Театр Олега Табакова представляет премьеру спектакля «В списках не значился», посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Постановка Владимира Машкова по одноимённому роману Бориса Васильева – гармоничная и органичная синергия масштабных визуальных эффектов кинематографа и тонкого глубокого психологизма театра, потрясающее воплощение одного из самых честных и пронзительных литературных произведений о Великой Отечественной войне, которое написано фронтовиком, лично прошедшим адское пекло смертельной схватки.

Автором инсценировки стал заведующий литературной частью Театра Олега Табакова, драматург Олег Антонов. Художник спектакля – заслуженный художник России Александр Боровский. Режиссер – народный артист России, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков.

«В списках не значился» – больше, чем художественное произведение: это тонкое психологическое исследование человеческого героизма, мужества, стойкости и силы духа и мемориал незыблемой памяти, хранителем которой является каждый из нас и которую мы не просто должны, а обязаны сохранить и передать следующим поколениям.

1 мая на широкие экраны вышел фильм «В списках не значился», в котором задействованы артисты Московского театра Олега Табакова, а также студенты театральной школы. 

Режиссёр-постановщик и актёр Владимир Машков: «У меня как у режиссера родилась идея: сделать на основе фильма спектакль, соединить театр и кино. Будем показывать некоторые кадры из нашего фильма на широком экране, а затем артисты буквально «с экрана» будут выходить на сцену, к зрителю. Батальные сцены передать на сцене сложно - с этим отлично справляется кинематограф, а вот живые чувства и эмоции героев наиболее ярко воспринимаются на сцене, в “живом плане”. Этот спектакль - необычный для нас. Новый жанр, можно сказать, литературно-кинематографический спектакль».

Создатели спектакля во главе с Владимиром Машковым филигранно провели колоссальную работу: под ливнем стремительных пуль герои фильма буквально шагают с большого экрана к публике, полностью погружённой в происходящее действие, зрители чувствуют себя не свидетелями, а участниками этих страшных событий, испытывают безграничную гамму чувств и эмоций.

«Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя её капля…»

Первые показы спектакля неслучайно проходят в канун Дня памяти и скорби и начала обороны Брестской крепости.

События военной драмы начинаются 21 июня 1941 года. Молодой лейтенант Коля Плужников, которого играет артист Театра Олега Табакова Владислав Миллер, получив назначение на постоянное место службы, приезжает в Брест. Еще не будучи зачисленным в личный состав военнослужащих Брестской крепости, главный герой принимает первый в своей жизни бой продолжительностью в десять месяцев. 

Лейтенант Плужников в начале спектакля – юный, полный надежд и планов молодой человек, который буквально за несколько дней молниеносно взрослеет: невероятно пронзительно в спектакле Владимира Машкова показаны мучительные переживания героя, который опустошён и растерян. Николай винит себя в гибели некоторых товарищей, его терзает осознание: если он ещё жив, это значит, что кто-то погиб за него. Герой снова и снова буквально «восстаёт из пепла» и находит в себе силы для продолжения борьбы с врагом, посмевшим вероломно ступить на нашу землю.

Владислав Миллер всём спектре чувств проживает те страшные дни вместе с Плужниковым, который за эти месяцы превращается из молодого парня буквально в канонического персонажа, непобедимого и непокорённого Русского солдата.

Владислав Миллер: «Роль лейтенанта Плужникова - просто подарок судьбы, роль мечты, которую можно ждать всю жизнь. Впервые прочитав сценарий, я испытал чувство радости и страха - материал сложнейший».

Также исполнитель главной роли рассказал о военной подготовке, о съёмках фильма, которые проходили в Брестской крепости и в невероятных по масштабу декорациях "Москино", специально выстроенных для картины на площади 42 тысячи квадратных метров: "Кино и театр -  разные законы существования, разные меры условности. Кино на крупном плане предполагает очень подробное существование: поворот глаз – это уже мизансцена. В театре нам очень сложно было перестроиться, мы всё время шептали, как в кино, Владимир Львович нас постоянно раскачивал".

Знаковой является сцена, в которой Плужников отпускает «немецкого языка» (в этой роли предстаёт Алексей Усольцев). По всем законам и военного времени, и здравого смысла лейтенант должен был ликвидировать врага, но не смог переступить через себя.  Гуманный поступок главного героя окажется фатальным и роковым, но он снова и снова говорит о том, что мы не такие, как фашисты, что у нас в крови милосердие и сострадание, а не насилие и жестокость.

Война - это не только атаки и оборона, разрывы снарядов и грохот орудий, но и минуты затишья: когда жизнь может оборваться в любую минуту, когда регулярно рядом гибнут боевые товарищи, особенно обостряются чувства дружбы и любви.

История любви Николая и Мирры, которая вспыхивает в адском пекле главной трагедии двадцатого века, является спасительной для обоих. Роль возлюбленной главного героя, девушки Мирры, сыграла студентка Театральной школы Олега Табакова Алёна Морилова.

Молодая актриса прекрасно справилась с очень сложными актёрскими задачами – Алёна воплощает растерянную, напуганную, но не сломленную девушку, Мирра становится настоящей опорой и поддержкой для солдата, которого она полюбила всем сердцем. Да, физически возможности девушки ограничены, но морально в хрупком теле живёт очень сильная личность.

Алёна Морилова: «Работа над спектаклем подарила мне второе дыхание. Открылись возможности сделать то, что не успели сделать в кино, потому что театр позволяет больше репетировать, уточнять и уделять внимание многим деталям. Я благодарна за то, что стала частью большого проекта «В списках не значился»».

В спектакле Владимира Машкова есть главные герои, но нет второстепенных: каждый, кто появляется на сцене и на экране, является собирательным образом солдат, офицеров и мирных жителей роковых 40-ых, а у некоторых персонажей есть реальные прототипы.

Опытный Генерал (Игорь Петров), которому юный лейтенант говорит, что важно в начале карьеры послужить в войсках, политрук Брестской крепости (Александр Кузьмин), который пытается скоординировать оставшихся в живых солдат и офицеров, снова и снова поднимая их в атаку, жизнерадостный лейтенант Коля (Павел Шевандо), с которым Плужников мимолётно знакомится на пути к месту службы, дерзкий, смелый и отважный Сальников (Павел Чернышёв), который неоднократно спасает молодому неопытному лейтенанту жизнь…

Владимир Машков предстаёт сразу в нескольких ипостасях: режиссёр-постановщик, голос автора и старшина Степан Матвеевич.

Герой Владимира Львовича - настоящий русский мужчина, немногословный, но надёжный, честный и порядочный. Степан Матвеевич очень поможет растерянному Плужникову «собрать себя из пепла первых боёв», найти силы и мотивацию для продолжения борьбы.  Есть данные, что прототипом старшины считается боец, сбросившийся в июле 1941 года со связками гранат на колонну немцев.

В роли Скрипача Свицкого предстаёт заслуженный артист России Виталий Егоров. Прототипом Рувима Свицкого исследователи называют скрипача Залмана Ставского, который, по свидетельствам очевидцев, весной 1942 года видел последнего защитника крепости.

Виталий Егоров: "Когда мои дети посмотрели фильм, меня младшая спросила, кто придумал, что в конце враги отдают честь, я говорю: ты знаешь, это не придумано, так было".

Яна Сексте, потрясающе воплощающая роль Тёти Христи: «Я думаю, что играть в этом спектакле, это не удовольствие, и смотреть спектакль люди придут, не чтобы развлечься, но это та работа, которая необходима, чтобы оставаться людьми».

Актриса призналась, что для того, чтобы войти в образ и настроиться на роль, ей не приходится прибегать к каким-то актёрским техниками – перед своим выходом на первую сцену Яна видит на экране застывшего в смертельной агонии лицо солдата, который должен был жить и любить, у которого должны были родиться дети…

Есть в спектакле и герой, который смалодушничал и сломался, который недоумевает, «зачем умирать за эти камни, которые были крепостью». Роль Сержанта Федорчука досталась заслуженному артисту России Евгению Миллеру, актёр с ней справился очень тонко и точно: может быть, в мирной жизни этот герой и не был мерзавцем, но проверку на прочность войной он не прошёл, струсил и решил сдаться в плен в надежде спасти свою жизнь.

Каждый зритель, когда смотрит этот невероятно реалистичный спектакль, задаёт себе вопросы: а как бы я поступил в этих обстоятельствах?

Основа сценографии постановки - многоступенчатые каменные глыбы, которые в разные моменты становятся стенами и руинами Брестской крепости, окутанными дымом, болью и кровью, но в которых ещё теплится жизнь. Цветовая палитра спектакля монохромно чёрно-белая с оттенками серого, ярким акцентом является красный цвет – цвет знамени и крови.

Эпохальна, пронзительна и проникновенна сцена, когда старшина Семишный (народный артист России Сергей Угрюмов) рассказывает Николаю о знамени, которое бережно сохранил на своём теле с первых дней войны. После смерти старшины это знамя Плужников надевает на себя. Сразу вспоминается «Стихотворение о знамени» Роберта Рождественского: это не просто флаг, а символ непоколебимой силы и непреклонного мужества защитников Родины.  

Актёры рассказали, что эпизод с Семишным не вошёл в финальный монтаж фильма, хотя был снят, в театре эта мизансцена поставлена и воплощена очень проникновенно,  она является мощным импульсом для главного героя, помогающим ему отчаянно сопротивляться.

Спектакль начинается и завершается с заключительного монолога Николая Плужникова, который до последнего мгновения защищал свою Землю и которому даже враги отдают честь. И это ещё одна мощная задумка Владимира Машкова, снова и снова символизирующая незыблемость Подвига Защитников Родины. Согласно исследованиям документальной хроники, прототипом Николая Плужникова мог стать неизвестный красноармеец, продержавшийся в Брестской крепости до апреля 1942-го. Николай Плужников – образ Неизвестного солдата, для которого честь, долг и совесть сильнее смерти.

В кульминационной финальной сцене непокорённый и несломленный лейтенант Плужников становится пламенем истории, а все участники постановки в едином порыве возлагают цветы к Могиле Неизвестного солдата: «этот Вечный огонь, нам завещанный одним, мы в груди храним!»

Сказать, что новый спектакль Театра Олега Табакова затрагивает за живое, не сказать ничего: постановка Владимира Машкова метко и точно попадает в самое сердце, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».

Владимир Машков: «Эта история, которая была давно, происходит здесь и сейчас, такие же молодые ребята защищают нашу Родину, проявляют высший героизм, когда они борются за нашу землю. Эта боль и ответственность с нами всегда. Мы хотим ещё раз напоминать зрителям о тех великих событиях: это часть нашей крови и личности, это наши деды, прапрадеды, поэтому мы такие, какие мы есть. Мы в нашей стране объединены языком и темпераментом – все национальности, которых огромное многообразие. Понятие Русский включает огромный национальный народ, в котором и чеченец, и татарин, и молдаванин, и башкир, и ингуш – они все – русские: по своему духу, по своей любви к стране и к своим близким. Мы настолько переплетены друг с другом, настолько зависимы друг от друга и ответственны друг за друга. Такими мы обязаны быть, потому что у нас такое вот прошлое!»

Спасибо всем причастным к спектаклю и фильму «В списках не значился» за бесценный вклад в «Вечный огонь» незыблемый памяти, который, надеемся, не погаснет никогда.

 

Корреспондент -  Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь