«Как важно быть серьёзным» в Театре Маяковского: «В последнее время я заметила за Вами пагубную привычку – самостоятельно мыслить»

Новости

«Как важно быть серьёзным» в Театре Маяковского: «В последнее время я заметила за Вами пагубную привычку – самостоятельно мыслить»

«Как важно быть серьёзным» в Театре Маяковского: «В последнее время я заметила за Вами пагубную привычку – самостоятельно мыслить»

С самого рождения умудрённые опытом прожитых лет взрослые учат своих детей «Как важно быть серьёзным», но вопрос о серьёзности очень спорный и противоречивый: как показывает сама жизнь, по-настоящему счастливыми становятся лишь те люди, которые сумели сохранить детскую наивность и непосредственность, любознательность и любопытство, умение радоваться жизни, мечтать и фантазировать!

Неиссякаемой энергией юности и, безусловно, важным опытом зрелости пронизан спектакль молодого и талантливого режиссера Анатолия Шульева, премьера которого состоялась на сцене Театра Маяковского 13 и 14 февраля 2021 года.

Даты премьеры символично совпали с премьерой первой постановки по легендарной пьесе гениального Оскара Уайльда, которая прошла в далёком 1895 г. в театре Св. Джеймса в Лондоне. Вот уже почти полтора столетия пьеса «Как важно быть серьёзным», не теряющая с годами своей актуальности, привлекательности и остроты, регулярно украшает афиши разных театров всего мира и экранизируется в кинематографе.

Два британских джентльмена Викторианской эпохи, Джон Уординг, землевладелец, почетный мировой судья (Иван Выборнов) и аристократичный повеса Алджернон Монкриф (Илья Никулин), чтобы понравиться своим избранницам, затевают рискованную и непредсказуемую игру, называя себя именем «Эрнест». Это имя в английском языке созвучно с прилагательным «серьёзный». Обе их возлюбленные почему-то вбили в голову не только себе,но и своим воздыхателям, что их женихов не могут звать иначе, как Эрнест, то есть – «серьёзный человек». Впрочем, желание молодых леди понятно: репутация серьёзного мужчины была в чести у дам не только в конце девятнадцатого века.

В какой-то момент игривое кокетство с именами выходит из под контроля, а события  начинают развиваться не так, как планировали герои.

Пересказывать сюжет более подробно мы не будем - не стоит разрушать интригу для тех зрителей, кто не знаком с легендарной пьесой Уайльда, но даже те, кто хорошо знаком с творчеством великого драматурга и видел инсценировки произведения на других сценах, посетив спектакль Анатолия Шульева, несомненно испытают яркую гамму эмоций в самой широкой амплитуде!

Захватывающий и увлекательный калейдоскоп событий, кружащийся вокруг имени Эрнест, увлекает зрителей в чарующий мир ситуаций и страстей, виртуозно закружив их в вальсе эмоций и впечатлений, мудрых истин и вечных философских смыслов!

«Как важно быть серьёзным» в Театре Маяковского можно сравнить с элегантными, эффектным и экспрессивным игристым вином или фейерверком, который транспонирует искромётную феерию эмоций и бурлит положительной энергией!

Жанр спектакля определён как «легкомысленная комедия для серьёзных людей» и даже программка, в которой уже по доброй традиции Театра Маяковского изящно и искусно завуалированы тонкие аллегории и метафоры, говорит нам о том, что все взрослые - это большие дети, и что, становясь серьёзным и солидным, очень важно не забывать своего внутреннего ребёнка, который живёт чувствами и эмоциями и у которого гораздо меньше страхов и сомнений, чему у взрослого!

В гармоничном творческом тандеме с художником Мариусом Яцовскисом Анатолий Шульев погружает зрителей в изысканное пространство, в котором царит роскошная и помпезная эстетика артистократичной Англии.

Главные локации действия - холостяцкая гостиная в Лондонском доме Алджернона и загородное поместье Джона с кипельно-белыми колоннами, монументальными скульптурами, портретами, картинами и белоснежным роялем, в который интегрирована клумба ярко-алых роз, норовящих прорасти там, где им не следует. Рояль-клумба - тонкая аллегория с «роялем в кустах» и изящное олицетворение с непредсказуемыми и непрогнозируемыми людьми, стремящимися познать неизведанное и открыть непостижимое.

Балансирует в разной стилистике, изящно обрамляя и дополняя происходящее на сцене действие, и музыка Полины Шульевой, которая льётся словно мелодичный ручей, периодически переходя на динамичные мотивы бурлящих порогов и перекатов.

Восхитимся великолепными костюмами художника Марины Даниловой - образ каждого персонажа изобилует оригинальными и креативными деталями, подчёркивающими его индивидуальность и харизму! 

Контрасты и парадоксы характерны не только для сценографии спектакля, но и для каждого из героев, в которых сочетаются полярные черты, а ещё они символизируют вечные противоречия между молодостью и зрелостью, разницу в менталитете отцов и детей, вечном выборе между чувствами и разумом.

Несмотря на то, что герои живут в светской Англии, их мечты и стремления, иллюзии и фантазии мало чем отличаются от жителей прогрессивного и инновационного 21 века. Сейчас очень много коучей, которые транслируют баланс и нахождение «в ресурсе» и «потоке», рекомендуют выбирать в спутники жизни лидеров, серьёзных и перспективных, чем не «Earnest» ?

Но романтичные барышни в противовес меркантильности, снобизму и цинизму всё же грезят о любви, чистой, трепетной и бескорыстной.

Одни, как юная провинциальная  Сесили (Анастасия Дьячук), влюбляются в плоды своего воображения, пишут им письма и создают эпистолярный роман истории любви, от знакомства и помолвки до долгой и непременно счастливой совместной жизни.

Другие, как столичная леди Гвендолен (Полина Лазарева), не летают в облаках фантазий: сами признаются в любви, непокорно бунтуют против воли родителей и открыто говорят объекту своей страсти о своих чувствах и планах на совместную жизнь.

Образ Гвендолен напоминает современную леди-босс: элегантная, стильная, благородная девушка твёрдо знает, чего хочет от жизни, она не позволит никому встать у неё на пути.

Провинциальная барышня Сесили - натура свободная, неуёмная и романтичная. Кокетливо порхает по сцене в воздушном белоснежном платье, рассеивая блёстки - конфетти, летает в облаках фантазий и парит на крыльях надежд. Романы и дневник, которому Сесили доверяет все тайны и заветные желания, дерзкой озорной девчонке гораздо интереснее, чем точные науки и языки.

Обе девушки не будут ждать милостей от природы и не надеются, что она пошлёт им с небес их «Эрнеста», и уж точно не подчиняются выбору родителей: каждая их них встретила «героя своего романа» и точно знает, что это именно он и никто другой! Их избранники соответствуют идеалам каждой леди. И хотя Сесили изначально выдумала своего «Эрнеста», в жизни её принц оказался именно таким, как в мечтах и дневниках!

Джон Уординг (Иван Выборнов) — серьёзный, строгий и солидный во всех аспектах молодой мужчина, в отличие от своего брата Эрнеста, Джон - эталон нравственности и дисциплины, как истинный джентльмен, он верен нормами приличия и этикета. Только вот брата у него нет - Джон его выдумал: Эрнест даёт возможность Джону покутить в Лондоне, не заботясь о солидной репутации почётного мирового судьи, и является отличным аргументом, который мотивирует его регулярно покидать провинциальное поместье, совершая вояжи в столицу. Несмотря на то, что в Лондоне его знают как Эрнеста, Джон не позволяет себе ничего лишнего - ведёт себя максимально достойно и благовоспитанно, а порой даже скромно и застенчиво.

Чего  не скажешь о его столичном приятеле Алджерноне (Илья Никулин). Алджернон - повеса и гуляка, который беспечно и непринуждённо плывёт по морям жизни, не задумываясь о последствиях поступков и не принимая всерьёз многие вещи: «У него нет ни гроша, но с виду он миллионер!» Алджернон живёт на кураже и драйве - обыденность и размеренность не его характерные черты. «В семейной жизни вдвоём скучно - втроём весело!»: иронизирует герой над приятелем Джоном, влюблённым в кузину Алджернона Гвендолен.

Но и в этого персонажа метко попадёт стрела Купидона - едва увидев Сесили, к которой он приедет ради развлечения и очередной интрижки, Лондонский «бенберист» (значение этого термина увидят зрители спектакля) беззаветно влюбится в непосредственную барышню, обладающую не только невероятным обаянием и очарованием, но и солидным приданным.

Блюстителями патриархальных традиций и великосветских устоёв выступает старшее поколение.

Непревзойдённая прима Светлана Немоляева воплощает в спектакле роль Леди Брэкнелл, консервативной и активной матери Гвендолен. Не возникает никакого возрастного диссонанса в том, что в жизни Светлана Владимировна бабушка Полины Лазаревой. Актриса потрясающе выглядит и находится настолько в невероятной форме, что во время одной из сцен выезжает на сцену на велосипеде! Образ Леди Брэкнелл можно назвать по-настоящему бенефисным для актрисы, которая служит на сцене Театра Маяковского более 62 лет, сыграв за эти годы более 50 ярких и многогранных ролей.

Безупречные наряды  подчёркивают благородство и стиль великосветской дамы, которая не терпит возражений и устраивает настоящий допрос с пристрастием всем потенциальным женихам дочери. Но, конечно же, не взирая на консервативные взгляды и традиции, Леди Брэкнелл  искренне желает счастья и дочери Гвендолен, и своему нерадивому племяннику Алджернону. В противовес помпезности  внешнего лоска в этой героине много озорства и куража - ох, чувствуется, несколько десятков лет назад Леди Брэкнелл вскружила не меньше трепетных сердец, чем её очаровательная и обольстительная дочка!

И ещё два представителя старшего поколения, которым отнюдь не чужды романтика и трепет юности: гувернантка Мисс Призм (Зоя Кайдановская) и Его преподобие каноник Чезюбл, доктор богословия (Виталий Ленский или Игорь Марычев).

Мисс Призм - это постаревшая Ассоль, которая пока не дождалась своего Капитана Грея, но продолжает верить в то, что он существует. Лирика в отношениях мисс Призм и каноника Чезюбла даёт героине надежду, что Его преподобие и есть «Грей» её судьбы.

Когда женщина кокетливо и игриво флиртует со своим кавалером, то сразу забывает о том, что она строгая преподавательница и наставница Сесили. Этим находчивая девчонка активно пользуется - буквально «вьёт» из гувернантки верёвки. Более того, мисс Призм ещё и писательница - автор романа, который сыграет судьбоносную роль в жизнях героев этой мудрой и лёгкой пьесы. Какую? Это увидят зрители!

Несколько цитат из гениальной пьесы, талантливо и вдохновенно адаптированной на сцене Театра Маяковского:

«Заниматься ничем - это тяжёлый труд!»;       

«Мужчина должен делать то, чего женщина не ожидает»;

«В Англии образование не оставляет ни малейших следов!»;

 «— Ради Бога, не старайтесь быть циником. Это так легко.
— Ничто нелегко в наши дни, мой друг. Во всем такая жестокая конкуренция»;

«Тридцать пять — это возраст расцвета. Лондонское общество полно женщин самого знатного происхождения, которые по собственному желанию много лет остаются тридцатипятилетними»;

«Женщина никогда не должна быть слишком точной в определении своего возраста»;

«Память – вот тот дневник, который мы всегда носим с собой…»;

«Все женщины становятся похожими на своих матерей. В этом их трагедия»;

«В последнее время я заметила за Вами пагубную привычку – самостоятельно мыслить».

Несмотря на всю лёгкость и воздушность, спектакль «Как важно быть серьёзным» без нравоучений и назиданий говорит с публикой о важных субстанциях, иронизирует над пафосом и высокомерием, вызывает на дуэль посредственность и банальные стереотипы, вновь и вновь напоминая всем нам, что очень важно быть внимательным и чутким к окружающим, уметь слышать и слушать других, уважать их, даже если взгляды, манеры и ценности этих людей идут в противовес с нашими принципами и жизненными кредо.

Ближайшие показы спектакля «Как важно быть серьёзным» 15 и 28 октября.

От души рекомендуем эту изящную и ироничную постановку к просмотру, просим не забывать, что гротеск и абсурд, как и фарс с философией - две стороны одной медали, поэтому призываем не путать серьёзность и разумность с ханжеством и снобизмом и всегда сохранять чувство юмора, самоиронии, милосердия и любви к окружающему миру!

 

Науку «Как важно быть серьёзным» постигала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра им. В. Маяковского

Читать также

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь