Что такое театр и почему он нужен? Спектакль Питера Брука в рамках фестиваля NET был представлен в Москве

Новости

Что такое театр и почему он нужен? Спектакль Питера Брука в рамках фестиваля NET был представлен в Москве

Что такое театр и почему он нужен? Спектакль Питера Брука в рамках фестиваля NET был представлен в Москве

Спектакль Питера Брука в рамках фестиваля NET был представлен в Москве на сцене Театра Наций 13 и 14 ноября. Если говорить о театре в 21 веке, то первым именем, которое придет в голову, станет Питер Брук. Это вполне обосновано, ведь именно Питер Брук - знаменитый английский режиссер - является лицом того, что люди понимают под словосочетанием “современное театральное искусство”. Ему 94 года, он все еще активно работает, руководит коллективом Bouffes du Nord в Париже. 

На фестивале NET была представлена его поставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду. Спектакль отвечает всем требованиям театрального новатора: без излишеств и с полным вовлечением зрителя. Разумеется, спектакль был на английском языке, но в Театре Наций это не вызвало проблем восприятия: были экраны с субтитрами, которые не отвлекали от самих актеров (что является большой редкостью в наше время). 

Но технические особенности не так интересны, если дело не касается перфоманса, коим спектакль “WHY?” не является. Здесь важно другое. Начинать стоит с самого начала, как бы комично это не звучало. Так что давайте по порядку.

О чем, а вернее о ком спектакль? Всеволод Мейерхольд - русский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Если вы увлекаетесь театром, то вы не могли не слышать это имя. Личность Мейерхольда поражает, его идеи, их реализация, его судьба, его видение мира. Все это ужасает ровно в той же степени, что и удивляет. Разумеется, рассказывать о нем надо так, как хотел бы того сам великий режиссер. Поэтому мы переходим к следующей части.

Актеры и их жизнь на сцене. Здесь сцена - отдельный персонаж, на ней живут, любят и умирают. Кажется, что точно так же, как и в любом другом театре. Но нет. Обычно сцена - всего лишь место. Да, его можно интересно обыграть, да, оно очень значимо в спектакле и да, без сцены иногда бывает невозможно. В этот раз Брук сделал сцену рассказчиком. На ней находится всего 3 актера, 1 человек, создающий музыкальное сопровождение на пианоле, и минимальное количество предметов. Стоит сказать, что здесь актеры действительно безлики, они “переодеваются” в другого человека. Спектакль - представитель минимализма. На всех актерах черные джинсы или брюки, черные рубашки и черный пиджак. Почему пиджак, а не пиджаки? Потому что он объединяет актеров. Они, “проживая” того или иного исторического персонажа, передают друг другу этот пиджак, передавая таким образом и саму личность. Разумеется, по заветам Мейерхольда, декораций на сцене минимум. А теперь, когда разобрались с экстерьером постановки, время поговорить о самом важном.

Почему спектакль называется именно так? Ведь именно в название выносят всю суть, показывают, на что именно стоит рассчитывать. “Why?” - вечный вопрос. Специалисты предлагают задавать чаще вопрос “зачем?”, но они же не театральные специалисты. Стоит понимать, что спектакль не только документальный. Он скорее иллюстрирует (порой даже телами актеров) развитие и отношение к актерскому искусству. Да, через историю Мейерхольда, эдакое повествование от частного к общему. История, личная история великого творца ужасна, жестока и под конец слезы текут сами. Что важно - это не слезы жалости. Это слезы отчаяния. Мейерхольд был арестован, он не узнал судьбу своей жены, которая была жестоко убита, он так и не получил ответа на свой вопрос “почему?”. 

Складывается ощущение, что Брук, задаваясь этим вопросом, не собирается давать на него ответ. Он предлагает зрителю самому подумать, проанализировать и представить разные варианты развития. Что самое прекрасное в рассказе об ужасах не столь отдаленного от нас времени? Это юмор, без которого жизнь была бы невозможна как таковая, потому что если не позволять себе смеяться над самыми ужасными вещами, можно сойти с ума. Здесь не было черного юмора, здесь не было того, что повергло бы в шок моралистов. Но здесь была жизнь, которой за сценой уже практически не осталось. Жизнь, в которой у людей действительно были проблемы с принятием, но не себя или окружающих, а самого факта существования многих вещей. 

Остается только подытожить. Совмещение современного документального и художественного театра прошло успешно, актеры были восхитительны, а спектакль оставил послевкусие, сравнимое разве что с работами самого Мейерхольда. Он заставил смеяться, плакать и самое важно думать. Обо всем, что происходит и происходило. Об искусстве, которое и есть жизнь. Дань уважения великому Всеволоду Мейерхольду отдана. 

Занавес, к сожалению, по прежнему есть, но вот зритель - точно полноправный участник того, что происходило в театре. 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь