Что течёт? Вся страна течёт. Рецензия на фильм «ГЛУБЖЕ!»

Новости

Что течёт? Вся страна течёт. Рецензия на фильм «ГЛУБЖЕ!»

Что течёт? Вся страна течёт. Рецензия на фильм «ГЛУБЖЕ!»

Михаил Сегал – один из самых неординарных и самобытных режиссёров современной России. Его наполненные абсурдизмом Кафки истории мало кого способны оставить равнодушными. Одних он цепляет из-за стилистики и уникального режиссёрского подхода к работе с повествованием, других же напротив – ленты Сегала раздражают, вызывают неприятные эмоции, напоминающие испанский стыд из-за непонимания того, что вообще из себя представляет увиденное ими кино. Так Сегал делает из раза в раз – он неоднозначен, противоречив и своеобразен. Режиссёр больше подобен художнику, который создаёт сначала на бумаге, а затем переносит на экран свои маленькие, безумные и очень неуютные мирки, наблюдать за которыми, как минимум, любопытно.

«Глубже!» – это набор всего того, за что Михаила Сегала и полюбили некоторые зрители. Невооружённым взглядом можно заметить, как режиссёр вырос со времён «Рассказов» как автор. Сегал более уверенно работает с драматургией, хоть и остаётся верным прямолинейному вектору развития истории. Его персонажи всё такие же плоские, но очень гротескные, поскольку именно гротеск и стоит для режиссёра во главе угла. При этом технологически «Глубже!» по-прежнему очень камерный фильм – увеличенный по сравнению со «Слонами» бюджет даёт о себе знать. Технические огрехи сведены к минимуму, а дешевизна картинки больше не режет глаза из-за грамотной расстановки света и цветовых акцентов. Работа с кадром стала глубже… В принципе, как и становится понятно из названия фильма, о глубине в искусстве Сегал и рассуждает в этот раз.

Сюжет строится вокруг талантливого молодого режиссёра, занимающего пост режиссёра в Главном театре страны по имени Роман (Александр Паль). Являясь мастером в работе с актёрами по системе Станиславского, главный герой не может найти точки соприкосновения со своими актёрами – не может нащупать ту самую глубину. В итоге Романа заменяют на ещё более молодого, но, как говорится, более мейнстримного режиссёра (его играет Антон Лапенко). Оставшись без работы Роман цепляется за единственную возможность заработать себе на пропитание – при помощи старого друга идёт работать в порно-индустрию. Тут то и начинается путь героя к вершине. Роман работает с актёрами не как с живым мясом, главная задача которых стонать по команде, а как с актёрами. Персонаж Паля начинает режиссировать так, как умеет – высоко и по всем законам кинематографической глубины.

Во время написания сценария Михаил Сегал прописывал диалоги и образ Романа исключительно под Александра Паля, что в итоге предаёт фильму особый шарм. Российский зритель уже привык к Палю, к его манере речи и способам подавать своих героев. В «Глубже!» же Паль остался собой, однако режиссёр возвёл его актёрскую игру в гротескный абсолют. Из-за этого Паль смотрится феноменально в образе талантливого режиссёра, являющимся неким alter ego Сегала. Актёр остаётся таким же спокойным, местами визуально холодным человеком с уставшими глазами. Но герой Паля начинается меняться в тот момент, когда Роман начинает нащупывать ту самую глубину, за которой он так отчаянно и гнался всю жизнь. И да, глубоко в понимании Сегала – это далеко не про секс на экране.

Вопреки концепции фильма, новую работу режиссёра очень с большой натяжкой можно назвать пошлой. Удивительно, но «Глубже!», несмотря на наличие порно в сюжете как главного лейтмотива, больше походит на невинную и очень целомудренную комедию. Сегал не стал заигрывать с остротой темы, показывая обнажённые тела на радость зрителям. Напротив, те, кто ожидают найти в «Глубже!» обнажённые тела – будут разочарованы. Режиссёра в первую очередь интересовало другое. Порно – лишь инструмент в руках автора, пытающегося сломать стереотипы касательно человеческой природы. Сегал проходится по всему, за чем привык гнаться человек в современном мире, а именно: режиссёр говорит о власти, о деньгах и о сексе.

Режиссёр рисует образ очень абсурдной и гротескной России, наполненную узнаваемыми пародийными образами и деталями. Вместо Первого канала – Главный канал страны, вместо Большого театра – Главный театр страны, вместо уверенно в своих силах Дмитрия Киселёва – карикатурно-неуверенный персонаж с федерального канала в исполнении Сергея Бурунова, не умеющего «подключаться» к своему зрителю. И всё это через призму порно-индустрии. Так Михаил Сегал рассказывает очень добрую и тёплую историю о противостоянии добра со злом, в отличии от Пола Томаса Андерсона, чьи «Ночи в стиле буги» в очень мрачных тонах повествовали о духовной смерти нации через всё ту же порно-индустрию.

О всём об этом Михаил Сегал и рассуждает. В частности, лента «Глубже!» пропитана очень тонкой критикой сегодняшней России. Режиссёр сделал некий фильм-зеркало, в котором отражается всё то, к чему среднестатистический россиянин привык. Здесь и манипуляция гражданами через федеральные каналы, и серость московской молодёжи, считающей себя уникальными и не такими как все. Но больше всего времени Михаил Сегал потратил на политическое высказывание, не заметить которое попросту невозможно. Режиссёр не считает само порно чем-то плохим, а совсем напротив. Именно работники порно-индустрии выставлены в хорошем ключе, поскольку главные герои ленты работают не ради рейтингов или имиджа страны – они любят то, чем они занимаются. Порнография – это всё остальное: политика, государственные СМИ и госзаказы.

И в этом весь Михаил Сегал – абсурдный, гротескный и очень странный режиссёр. «Глубже!» – это кино о любви, вдохновлённое картиной Федерико Феллини «8 ½». Очень актуальный и самый популярный вопрос балабановских миров строился вокруг попытки осознать, в чём же заключается сила. «Сила в любви!» – говорит Михаил Сегал своим новым фильмов. Настоящая сценическая, драматургическая или же обыденно-жизненная глубина рождается через любовь, а всё остальное, если говорить языком фильма, никакой глубины в себе не несёт. Человек может прятать свои низменные инстинкты за высоким, оправдывая себя через увлечение искусством. И неважно каким конкретно это самое искусство будет. Будет ли прочтение «Вишнёвого сада» Чехова на сцене Главного театра страны от и до пропитано порнографией или же будет иметь бездарную форму – аудитория, не познавшая любви, никогда не поймёт, где искусство, а где извращённое видение современных режиссёров.

А ведь одна их задач режиссёра – попытка чему-то научить зрителя через свои истории. Даже если они будут очень-очень странными.

Оценка: 7 из 10

«Глубже!» – в российском прокате с 22 октября.

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции.  

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь