«Еретик» — качественный религиозный хоррор о противостоянии веры и разума, увлекающий зрителя не атмосферой или пугающими элементами, а интеллектуальной игрой в кошки-мышки. По крайней мере, вплоть до конца второго акта, кино действительно весьма умело притворяется умным и даже эстетским хоррором, способным задавать аудитории интересные вопросы из области исторических корней современных религиозных течений.
По сюжету две молодые девушки прибывают с церковной миссией домой к начитанному и крайне располагающему к себе мистеру Риду, чей дом, соблюдая все каноны жанра, оказывается дьявольской ловушкой. Мистер Рид ставит над девушками эксперимент, цель которого заключается не просто в том, чтобы испытать их веру, но и указать им путь к истинной, первобытной вере всего человечества.
Фильм с ходу начинает чуть ли не цитировать «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла с его теорией мономифа, основанной на «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа, о том, что человечество век за веком на уровне коллективного бессознательного рассказывает один и тот же сюжет снова и снова. Соответственно, все религии — это лишь вариации древней веры, образованной ещё в эпоху доклассовой системы первобытных племён.

И поскольку вышеуказанная научная литература представляет из себя далеко не самое простое для понимания чтиво (особенно труд В. Проппа), стоит отдать фильму должное: даже самые нудные и скучные для восприятия мотивы авторам удаётся подавать с такой динамикой и энергией, что от длиннющих лекций мистера Рида (в исполнении роскошного Хью Гранта) становится невозможно оторваться. Нет, серьёзно. Хью Гранту надо лекции читать на факультетах филологии.
И заслуга здесь не только в Гранте, но и в том, каким способом кино доносит информацию. В ход идёт всё: сравнение версий Монополий, схожих музыкальных композиций и самых известных мифологических и религиозных героев друг с другом. Учитывая, как сильно в ХХ веке Джордж Лукас продвигал Кэмпбелла в массы, авторы, разумеется, нашли возможность выразить дань уважения «Звёздным войнам», поместив их аккурат рядом с буддийскими и древнегреческими мифами, пускай даже в рамках шутки.
И вот когда зрителю уже кажется, что перед ним чуть ли не лучший хоррор года (если не десятилетия), история скатывается до избитых для жанра сюжетных поворотов, разрушающих всю магию первой половины. Проблема даже не в том, как именно авторы подводят к этому, а в том, что они умудрились нивелировать главное очарование ленты — её антагониста. Мистер Рид, которого зрителю целый час представляли как начитанного и умного человека, пытающегося нащупать истинную веру, по итогу оказывается обычным идиотом, мыслящим на столь невежественном уровне, что поверить в его идеологию становится попросту невозможно, учитывая уровень начитанности персонажа.
И это правда грустно, когда хоррор, разбрасывающийся умными терминами и задающий интересные вопросы, по итогу оказывается банальным фильмом о маньяке, пытающемся связать веру в Бога с рациональным мышлением. Увы, хоррор-версии «Сталкера» в финале ждать не стоит, как бы первая половина многообещающе не заявляла это.
МНЕНИЕ КОРРЕСПОДЕНТА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!