«Цветы нам не нужны»: премьера спектакля Юрия Грымова в Театре «Модерн»

Новости

«Цветы нам не нужны»: премьера спектакля Юрия Грымова в Театре «Модерн»

«Цветы нам не нужны»: премьера спектакля Юрия Грымова в Театре «Модерн»

История самого резонансного процесса XX века,  длившегося 10 месяцев, - 216 судебных слушаний, показания 280 свидетелей, приговоры - десятки лет,  пожизненное заключение и смертная казнь. Самый важный и показательный Нюрнбергский процесс,  создавший прецедент подсудности высших чиновников международному суду.

"Последняя битва Второй мировой войны",- именуют Нюрнбергский процесс многие историки, но в издании на русском языке - всего 8 томов, в которые не вошли ни допросы подсудимых, ни допросы свидетелей, и в нем не представлено практически никаких диалогов. Тогда как в других странах сразу по окончании судебного процесса опубликованы 42 тома.

Художественный руководитель, режиссер театра Модерн, Юрий Грымов, как всегда, подходя к новой поставке с особым упорством, изучил не только все возможные имеющиеся данные, но и нашел одного из охранников, служивших в Шпандау, и пригласил его для консультации.

Пьесу для спектакля написала актриса театра - Надежда Селиванова.

Премьера "Цветы нам не нужны" открывает неизвестные и малообсуждаемые, но очень важные  страницы истории.

Кто они, серые кардиналы третьего рейха? Как отбывали свое наказание, о чем думали, чем жили? Изменило ли их заключение в тюрьме Шпандау, построенной еще в 1876 году и специально переоборудованной для семи военных преступников?

Оторванные от мира, закованные в холод стен и пронизанные одиночеством, они каждый по-своему мечтают о свободе. Планы на будущее, простые человеческие радости, такие как: помыться, съесть шоколадку или кусочек сахара, вырастить сад и обрести хоть одного друга. Кажется, ничто человеческое им не чуждо и до раскаяния недалеко. Сужающиеся стенки ада все более оглушающе давят на заключённых,  отрезанных от времени.  Но в каждом из них живет несломленная вера в идею, словно тень или призрак в памяти, да и в их существе то и дело всплывает фигура фюрера: поглощающий душу огонь разгорается с новой силой, проявляя во тьме истинные очертания монстров.
Их охраняют представители четырех ведущих держав: Россия, Англия, Франция, Америка. По одному охранники от каждой страны сменяют друг друга раз в месяц. Трансляция отношения к заключенным, бытовое взаимодействие с ними, личные горе и радость, переживаемые на службе.

Для заключенных, охрана и редкие посетители, в основном жены, - единственная нить, связывающая их с внешним миром. Старый радиоприемник в руках надзирателей, как символ Великой Отечественной войны, её рупор, голос извне. Он сообщает о самых знаменательных событиях, переворачивающий жизни народов мира. Всех, но только не этих семерых.

В спектакле много музыки. Режиссер использует главные мировые хиты тех лет.

А ещё одним важным персонажем становится тюремная лампа, которая, кажется, не выдерживает накала и в переломные моменты разрывается от напряжения и ужаса, перенося зрителя, словно машина времени, в другое время.

Юрий Грымов: "Мне кажется, что сегодня люди платят за невыученные уроки, потому что нас в школе берегли, нам не все рассказывали про цели и задачи, которые перед собой ставил Адольф Гитлер и, в частности, вся фашистская Германия."

Заключенный №1 Бальдур фон Ширах (Александр Борисов) — бывший руководитель фашистского молодежного движения «Гитлерюгенд» и гауляйтер Вены; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из тюрьмы по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.

Заключенный №2 Карл Дениц ( Алексей Баранов) — бывший командующий подводным флотом, главнокомандующий военно-морским флотом Германии, с 1 мая 1945 года - преемник Гитлера; приговорен к 10 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1956 года.

Заключенный №3 Константин фон Нейрат (Заслуженный артист России Леонид Трегуб) — бывший министр иностранных дел Германии, имперский протектор Богемии и Моравии; приговорен к 15 годам тюремного заключения, освобожден по состоянию здоровья в 1954 году.

Заключенный №4 Эрих Редер (Александр Колесников) — бывший главнокомандующий военно-морским флотом Германии, адмирал-инспектор военно-морского флота; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья в 1955 году.

Заключенный №5 Альберт Шпеер (Вадим Пинский)  — бывший личный архитектор Гитлера, министр вооружения и военной промышленности Германии; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.

Заключенный №6 Вальтер Функ (Александр Жуков) — бывший советник Гитлера по экономическим вопросам, министр экономики, генеральный уполномоченный по военной экономике Германии; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден по состоянию здоровья в 1957 году.

Заключенный №7 Рудольф Гесс (Юрий Анпилого). В годы Первой мировой войны он был летчиком. В 1923—24 годах вместе с Гитлером отбывал тюремное заключение (именно ему Гитлер диктовал свою знаменитую книгу «Майн кампф»). С 1925 года Гесс, личный секретарь фюрера, а с 1933-го - его заместителем по партии. В мае 41-го Гесс совершил полет в Великобританию с целью заключить перемирие и склонить реакционно настроенных политических деятелей страны к совместной борьбе против СССР, но потерпел неудачу в своей миссии и был интернирован как военнопленный, документы по этой поездке засекречены до сих пор. Нюрнбергским трибуналом приговорен к пожизненному заключению.

Из истории достоверно известно, что никто из них так и не раскаялся, не признал вины и до конца они оправдывали весь совершенный ими ад. До последней минуты были верны своему фюреру.

На пресс-конференции Юрий Грымов поделился, что самым страшным для него стало осознание, что фашизм никуда не ушел: «Трудным было принятие то, что, интеллигенты-фашисты, верхушка - умнейшие люди, читавшие Гете практически наизусть. И вдруг дошли до того, чтобы уничтожить весь еврейский и славянский народ».

Ничего не может быть страшнее фашизма!

И пусть напоминанием всем живущим будет последний крик Гесса на заседание Нюрнбергского трибунала: "Я не закончил!"

История, которую необходимо знать и помнить.

Премьерные показы спектакля "Цветы нам не нужны" состоятся 23 сентября, 1 и 21 октября 2023 года.

 

Рецензия и фотографии Павлухина Елена

 

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь