История самого резонансного процесса XX века, длившегося 10 месяцев, - 216 судебных слушаний, показания 280 свидетелей, приговоры - десятки лет, пожизненное заключение и смертная казнь. Самый важный и показательный Нюрнбергский процесс, создавший прецедент подсудности высших чиновников международному суду.
"Последняя битва Второй мировой войны",- именуют Нюрнбергский процесс многие историки, но в издании на русском языке - всего 8 томов, в которые не вошли ни допросы подсудимых, ни допросы свидетелей, и в нем не представлено практически никаких диалогов. Тогда как в других странах сразу по окончании судебного процесса опубликованы 42 тома.
Художественный руководитель, режиссер театра Модерн, Юрий Грымов, как всегда, подходя к новой поставке с особым упорством, изучил не только все возможные имеющиеся данные, но и нашел одного из охранников, служивших в Шпандау, и пригласил его для консультации.
Пьесу для спектакля написала актриса театра - Надежда Селиванова.
Премьера "Цветы нам не нужны" открывает неизвестные и малообсуждаемые, но очень важные страницы истории.
Кто они, серые кардиналы третьего рейха? Как отбывали свое наказание, о чем думали, чем жили? Изменило ли их заключение в тюрьме Шпандау, построенной еще в 1876 году и специально переоборудованной для семи военных преступников?
Оторванные от мира, закованные в холод стен и пронизанные одиночеством, они каждый по-своему мечтают о свободе. Планы на будущее, простые человеческие радости, такие как: помыться, съесть шоколадку или кусочек сахара, вырастить сад и обрести хоть одного друга. Кажется, ничто человеческое им не чуждо и до раскаяния недалеко. Сужающиеся стенки ада все более оглушающе давят на заключённых, отрезанных от времени. Но в каждом из них живет несломленная вера в идею, словно тень или призрак в памяти, да и в их существе то и дело всплывает фигура фюрера: поглощающий душу огонь разгорается с новой силой, проявляя во тьме истинные очертания монстров.
Их охраняют представители четырех ведущих держав: Россия, Англия, Франция, Америка. По одному охранники от каждой страны сменяют друг друга раз в месяц. Трансляция отношения к заключенным, бытовое взаимодействие с ними, личные горе и радость, переживаемые на службе.
Для заключенных, охрана и редкие посетители, в основном жены, - единственная нить, связывающая их с внешним миром. Старый радиоприемник в руках надзирателей, как символ Великой Отечественной войны, её рупор, голос извне. Он сообщает о самых знаменательных событиях, переворачивающий жизни народов мира. Всех, но только не этих семерых.
В спектакле много музыки. Режиссер использует главные мировые хиты тех лет.
А ещё одним важным персонажем становится тюремная лампа, которая, кажется, не выдерживает накала и в переломные моменты разрывается от напряжения и ужаса, перенося зрителя, словно машина времени, в другое время.
Юрий Грымов: "Мне кажется, что сегодня люди платят за невыученные уроки, потому что нас в школе берегли, нам не все рассказывали про цели и задачи, которые перед собой ставил Адольф Гитлер и, в частности, вся фашистская Германия."
Заключенный №1 Бальдур фон Ширах (Александр Борисов) — бывший руководитель фашистского молодежного движения «Гитлерюгенд» и гауляйтер Вены; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из тюрьмы по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.
Заключенный №2 Карл Дениц ( Алексей Баранов) — бывший командующий подводным флотом, главнокомандующий военно-морским флотом Германии, с 1 мая 1945 года - преемник Гитлера; приговорен к 10 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1956 года.
Заключенный №3 Константин фон Нейрат (Заслуженный артист России Леонид Трегуб) — бывший министр иностранных дел Германии, имперский протектор Богемии и Моравии; приговорен к 15 годам тюремного заключения, освобожден по состоянию здоровья в 1954 году.
Заключенный №4 Эрих Редер (Александр Колесников) — бывший главнокомандующий военно-морским флотом Германии, адмирал-инспектор военно-морского флота; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья в 1955 году.
Заключенный №5 Альберт Шпеер (Вадим Пинский) — бывший личный архитектор Гитлера, министр вооружения и военной промышленности Германии; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.
Заключенный №6 Вальтер Функ (Александр Жуков) — бывший советник Гитлера по экономическим вопросам, министр экономики, генеральный уполномоченный по военной экономике Германии; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден по состоянию здоровья в 1957 году.
Заключенный №7 Рудольф Гесс (Юрий Анпилого). В годы Первой мировой войны он был летчиком. В 1923—24 годах вместе с Гитлером отбывал тюремное заключение (именно ему Гитлер диктовал свою знаменитую книгу «Майн кампф»). С 1925 года Гесс, личный секретарь фюрера, а с 1933-го - его заместителем по партии. В мае 41-го Гесс совершил полет в Великобританию с целью заключить перемирие и склонить реакционно настроенных политических деятелей страны к совместной борьбе против СССР, но потерпел неудачу в своей миссии и был интернирован как военнопленный, документы по этой поездке засекречены до сих пор. Нюрнбергским трибуналом приговорен к пожизненному заключению.
Из истории достоверно известно, что никто из них так и не раскаялся, не признал вины и до конца они оправдывали весь совершенный ими ад. До последней минуты были верны своему фюреру.
На пресс-конференции Юрий Грымов поделился, что самым страшным для него стало осознание, что фашизм никуда не ушел: «Трудным было принятие то, что, интеллигенты-фашисты, верхушка - умнейшие люди, читавшие Гете практически наизусть. И вдруг дошли до того, чтобы уничтожить весь еврейский и славянский народ».
Ничего не может быть страшнее фашизма!
И пусть напоминанием всем живущим будет последний крик Гесса на заседание Нюрнбергского трибунала: "Я не закончил!"
История, которую необходимо знать и помнить.
Премьерные показы спектакля "Цветы нам не нужны" состоятся 23 сентября, 1 и 21 октября 2023 года.
Рецензия и фотографии Павлухина Елена