«Агнец» – пример тривиального фестивального кино, впитывающего в себя очарование исландско-холодной атмосферы, избитый набор арт-хаусных инструментов в руках режиссёра-дебютанта и неспешный медитативный темп. При этом нельзя сказать, что работа Вальдимара Йоханнссона, получившая в рамках Каннского кинофестиваля специальный приз за оригинальность, не имеет чувство вкуса и стиля. В этом плане сомневаться в таланте авторов не приходится, ведь «Агнец» не особо воспринимается, как дебютная картина, так как режиссирует Йоханнссон с полной уверенностью, осознавая каждый свой шаг. Однако, несмотря на награду за оригинальность, этой самой оригинальности в фильме нет вовсе. Да и сам режиссёр, скорее всего, в первую очередь оттачивал свой арсенал, с пониманием снимая содержательно банальное кино о противостоянии человека и природы.
Фильм рассказывает о бездетной паре фермеров, проживающих вдали от цивилизации в туманной глуши. Однажды одна из овец рождает необыкновенное существо – наполовину человека, наполовину ягнёнка. Хозяева дома, Мария (Нуми Рапас) и Ингвар (Хильмир Снайр Гвюднасон), находясь в явном отчаянии, забирают ребёнка себе, чтобы растить как своего собственного, воспринимая чудеса как дар Божий. Однако, как только биологическая мать пытается добраться до своего дитя – Мария убивает её, а затем и всех остальных овец на ферме. Но несмотря на технологическое преимущество человека перед окружающей его средой, природа всё равно оказывается сильнее, хитрее и могущественнее.
По сути, это и есть основная идея «Агнца» – человек не способен тягаться с природой, какими бы мерами безопасности и технологиями он себя не окружал. И, собственно говоря, именно в этом плане картине не хватает оригинальности в плане подачи – почти весь фильм снят очень плоско. Визуально ему не хватает этой самой природы, в то время как людей в нём в избытке. Самая интересная находка режиссёра, которая не сразу становится очевидна, – это съёмка людей преимущественно на длиннофокусную оптику, благодаря которой оператор и сжимает пространство вокруг героев, и отделяет их от фона. Человек в «Агнце» не замечает природу вокруг себя – он ставит свои интересы и эгоизм превыше всего, что режиссёр и визуально лаконично и передаёт.
Вот только это буквально единственный метод в рукаве Йоханнссона, которым можно выделить «Агнца» хоть как-то. Помимо подобного визуального приёма и пары живописных пейзажей холодной Исландии (не влияющих на сюжет), режиссёру больше нечего предложить. Даже сюжетная фабула с тем, что человек, находящийся в отчаянии, начинает воспитывать чужого "ребёнка" – ничего нового в себе не несёт. В первую очередь в голову сразу же приходит чешская картина «Полено» 2000 года от режиссёра Ян Шванкмайера, снятую по народной сказке о бездетной паре, воспитывающую вместо ребёнка обрубок дерева, в которой авторы отыгрывали концепцию на полную.
«Агнец» – классический представитель авторского кинематографа, громко отстреливающийся в одной из программ крупного кинофестиваля, а после ухода в народ – быстро забывается. Работе Йоханнссона не хватает своих фишек, заигрываний с жанром и, хотя бы, актёрских откровений. Центральным персонажем в сюжете выступает героиня Нуми Рапас, выступающая в образе матери, которая противостоит природе. И играет Рапас столь же скудно и монотонно, как и звучит описание основного конфликта.
Оценка: 6 из 10
В прокате с 28 октября
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции!