Нулевой день на Московском международном кинофестивале – это больше пресс-день, во время которого организаторы обкатывают и тестируют технологию проведения фестиваля. Официальная церемония открытия назначена на следующий день, ровным счётом, как и первые показы для обычных посетителей. Особо важным нулевой день стал именно в этом году, поскольку из-за ситуации с Covid-19 ММКФ столкнулся с рядом сложностей: ограниченное количество мест в залах, рассадка через одного и пресс-конференции с авторами фильмов из конкурсной программы в онлайн-режиме. Не без косяков, но организаторы справляются со всеми трудностями, что не может не радовать.
РАСПОРЯЖЕНИЕ (2020) – Конкурсная программа, реж. Лазару Рамос
Открыло для прессы кинофестиваль в этом году бразильское социально-политическое высказывание от дебютанта Лазару Рамоса. И если вы относитесь к числу тех зрителей, которые на дух не переносят фильмы Спайка Ли из-за его ангажированности – тогда «Распоряжение» точно не для вас. Проблема картины вовсе не в том, что она представляет из себя один большом штамп на темы братства, свободы и равенства, а в том, что в авторской картине Рамоса полностью отсутствует вектор развития уже набивших оскомину тезисов. Смотрится это, как очередной повод покричать на главной площади, не имея за своей спиной никаких целей.
И это всё при том, что первые 30 минут фильма действительно смотрятся интересно. Концепт и фабула, которые Рамос предлагает в самом начале – интригуют. Лента смотрится странно, но изначально это ощущается как осознанное художественное решение. И, к огромнейшему сожалению, всё это оказывается лишь ложным первым восприятием. «Распоряжение» – кино, которое мы привыкли видеть на федеральных каналах в прайм-тайм, но никак не на фестивалях. Слабый сценарий, неубедительность актёрской игры, и катастрофически плоская режиссура. Почти такая же пластмассовая, как и оружие в кадре, купленное словно в «Детском мире» за час до съёмочной смены.
В «Распоряжении» можно найти целый ряд отличных монтажных решений и операторских приёмов, но все они меркнут на фоне всей той вакханалии, в которую фильм после первой половины превращается. Если и можно было найти наиболее худший финал для показной режиссёром истории, то именно это у Лазару Рамоса и получилось – разочаровывающе. А ведь потенциал у дебюта был.
Оценка: 2 из 5
ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ (2019) – Конкурсная программа, реж. Мариан Кришан
Прибывший прямиком из Румынии фильм Мариана Кришана получился идеальным партнёром для режиссёра Лазару Рамоса. И вот почему: в центре сюжета находится известный политик, случайным образом попавший в быт простого народа, доброту и гостеприимство которого он использует в собственных политических целях во время выборов. К концепции и к завязке истории вопросов нет, есть только один весомый вопрос, появляющийся на выходе из зала: зачем? Зачем и что именно хотел сказать режиссёр? «Предвыборная кампания» пытается выглядеть, как политическая сатира на жизнь бесчувственных и одиноких глубоко в душе чиновников и политиков. Хорошо, но что из всего показанного в картине люди и без «Предвыборной кампании» не знали?
Политики врут? Не новость. Политики через все возможные средства в масс-медиа, публикации в социальных сетях и показушную доброту добиваются голосов на выборах, повышая себе рейтинги? Именно так предвыборная гонка и устроена. Конечно же, в действительности бывают и исключения, но сейчас речь идёт о конкретном примере. Так вот, вопрос в следующем: для кого снят фильм? Люди в Румынии, как заявляет режиссёр своей работой, и без него прекрасно всё понимают, потому и относятся к политикам не самым лучшим образом. Проблема «Предвыборной кампании» в том, что картина не старается работать как художественное произведение от слова совсем. Весь фильм – это общие длинные однообразные планы, без намёка на использование киноязыка, тянущиеся так долго, что даже при хронометраже в 93 минуты от ленты устаёшь.
На отечественных телеканалах журналистские расследования о политиках смотрятся и ощущаются динамичнее и кинематографичнее, чем фильм Мариана Кришана, что является оглушительным провалом для фильма-участника конкурсной программы. Опять-таки, отличный партнёр «Распоряжению».
Оценка: 1 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ