Как сыр в масле (2020) – Конкурсная программа, реж. Гур Бентвич. «Как сыр в масле» – израильская картина от Гура Бентвича, по-своему знаменитого у себя на родине режиссёра, представившего в рамках 42-го ММКФ свой очаровательный мета-фильм. В центре сюжета знакомая всем любителям киноклассики история о творческой рефлексии кинорежиссёра-невротика (его играет сам Бентвич), пережившего всего за одну ночь и горечь поражения, и разочарование, и инфаркт, и не только. По фабуле лента напоминает израильский вариант «Боли и славы» Педро Альмодовара, хоть на уровне референсов картина явно опирается на «8½» Федерико Феллини. Но если у старших братьев картины самокопания персонажей наступили до съёмочного процесса их трудов, то у Бентвича центральный персонаж своё кино уже снял.
Конфликт строится вокруг переживаний неординарного художника и публики, которая по-разному реагирует на конечный продукт. Люди не досиживают до конца и покидают зал, кто-то утыкается в телефон, отвлекаясь от просмотра, а кто-то и вовсе не в состоянии оценить всю глубину, заложенную режиссёром. И за всем этим главный герой вынужден наблюдать, осознавая собственное бессилие. Он хочет показать свою гениальную работу всему миру, но провальная рекламная кампания почти хоронит фильм в первый прокатный день, из-за чего персонаж Гура Бентвича становится одержимым невротиком, мотающим нервы не только себе, но и окружающим.
У Гура Бентвича получилось очень живое кино, динамичное и красочное, с целым ворохом отличных операторских решений и заигрываний с интересными ракурсами и способами съёмки. «Как сыр в масле» – это вечная история о жизни, о смерти и о кино. Это своего рода размышление на тему, что же по-настоящему необходимо хорошему кинорежиссёру. Снимается ли кино ради премьерного показа на крупном кинофестивале или же ради зрителей, искренние эмоции которых будут дороже любых денег? А может быть всё-таки для себя работают творческие личности? Гура Бентвич нашёл ответ на этот вопрос, о котором он и снял «Как сыр в масле» – фильм-признание, основанный на воспоминаниях об одной очень кинематографической ночи.
Оценка: 4 из 5
НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ (2020) – Конкурсная программа
реж. Максим Дашкин
«На дальних рубежах» на уровне задумки рассказывает весьма страшную, особенно в контексте российских реалий, историю бесконечной любовной вереницы. Место действия: обычная военная часть близ Кыргызстана, недалеко от которой в обыкновенной новостройке живёт Мария (Виктория Толстоганова), жена заместителя базы. В один из рутинных дней Мария изменяет своему супругу с его сослуживцем-капитаном. Казалось бы, идеальное начало для истории про любовный треугольник, в которой авторы бы поднимали какие-то моральные, нравственные вопросы касательно любви, чести или же службы. Однако лента Дашкина идёт немного другим путем.
Вместо любовного треугольника в фильме фигурирует целый ворох персонажей, связанных силой любви. Первый любит вторую, вторая любит третьего, третий любит четвёртую и так далее. Такая армейская «Санта-Барбара» в серо-зелёных тонах. Может быть на бумаге смотрелся такой концепт интересно и увлекательно, однако по итогу у авторов получилась скорее мыльная опера, нежели серьёзное кино о попытке человека убежать от чувств в рациональные размышления. Поднимаются классические темы о том, что человек не в силах ничего сделать со своей любовью, поскольку чувства сильнее логики и здравого смысла. Однако в контексте показанной истории всё это воспринимается слишком перегруженным событиями и персонажами фарсом.
Не красит ленту и обилие весьма чернушных моментов, которые явно такими не задумывались, и, скорее всего, ряду зрителей чернуха и вовсе в глаза не бросится. Явно запомнится Виктория Толстоганова в главной роли, которая, несмотря на свой уже давно не юный возраст, до сих пор радует глаз. В её игре удивительным образом совмещается и детская искренность, и большая мудрость. Это тот самый случай, когда написанная по всем канонам фестивальная роль таковой не ощущается исключительно благодаря исполнительницы этой самой роли. Остаётся только верить в то, что члены жюри 42-го ММКФ не проигнорируют Викторию Толстоганову на церемонии вручения.
Оценка: 3 из 5
КРАСНЫЕ ПИНГИВЫ (2019) – Свободная мысль
реж. Гейб Польски
«Красные пингвины» – лихая, как отечественные 90-е, документальная работа режиссёра и сценариста Гейба Польски, рассказывающая о нескольких весьма успешных американских бизнесменах, пытающихся на закате ХХ века вести бизнес в России. А поскольку 90-е – времена абсолютной свободы без правил и, что самое ужасное, без чётко действующей власти, бизнес приходилось вести бок о бок с проститутками, с гангстерами и с цирковыми медведями прямо на хоккейном льду. Содержательно лента рассказывает историю создания одного из самых прибыльных и успешных хоккейных клубов молодой Российской Федерации, совместно созданного НХЛ «Питтсбург Пингвинс» с ЦСКА.
При этом про саму команду фильм рассказывает вскользь, толком вообще не фокусируя внимания на ней. Ядром истории выступает Россия 90-х и то, как в те времена вели дела бизнесмены разных стран. История показана через призму разных мнений: есть и «воры в законе», и бывшие мафиози, и коррупционеры, и даже Александр Любимов – один из соавторов и ведущих культовой в истории российского ТВ передачи «Взгляд». Всё очень динамично, красиво и весело. Автор с помощью монтажа очень чётко расставляет акценты, сталкивая противоположные мнения, благодаря чему зрителю сразу становится понятно, кто в 90-е выживал, занимаясь любимым делом, а кто убивал, воровал и запугивал.
Такая небольшая прогулка по суровым реалиям лихих 90-х, которые были настолько абсурдным и в то же самое время великим событием, что смогли породить целый ряд интересных историй. Кто бы мог вообще подумать, что за кулисами хоккейной команды могли твориться настолько дикие и ужасные вещи, что поверить в их достоверность было бы попросту невозможно, если бы не гора архивных записей, которыми режиссёр постоянно контраргументирует ложь некоторых героев фильма. В 90-е за такие сюжеты убивали, а сегодня лишь говорят о том, что подобные фразы – стереотипы.
В принципе стереотипы и подтверждает Гейб Польски своим документальным фильмом «Красные пингвины».
«В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые.
Электричества не было нигде,
Только драки за джинсы с кока-колою»
Оценка: 4 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!