В ТЕНИ (2020) - Конкурсная программа, реж. Эрдем Тепегёз. “В тени” - турецкий арт-хаус от режиссёра и сценариста Эрдема Тепегёза, рассказывающий очень холодную и неуютную историю работников угольной шахты, которыми руководят неизвестные хозяева завода. Простые рабочие стараются держаться за работу обеими руками, боясь потерять её и покинуть шахту и близлежащие окрестности навсегда, потеряв тем самым единственную цель в жизни - работу. Получается такой около тоталитарный мир а-ля “1984”, но с более размытым образом Старшого Брата, 24 на 7 наблюдающим за своими подчинёнными через камеры-слежения.
Фильм Тепегёза, чей фильм “Частица”, между прочим, становился победителем 35-го ММКФ, визуально рисует очень депрессивный мир. У ленты есть два основных цвета, от которых она и отталкивается: ржавый оранжевый и монотонная серость. На атмосферу картины влияет ещё и тот факт, что съёмочная команда проводила съёмки на реальном заводе в Грузии, который, даже на момент съёмок, продолжал работать. Так что вся облезшая краска на стенах, весь разбросанный по окрестностям металл и вся грязь под ногами героем - настоящая, что создаёт определённый эффект при просмотре.
Из-за этого оператор ленты Хайк Киракосьян старался свести использование студийного освещения к минимуму. Весь свет в кадре - это или естественный уличный свет, или же обыкновенные лампочки, заполняющие пространство композиции. Очень редко, в крайних случаях оператор использовал кинофло, но это было скорее исключением из правил. В основе же: естественное освещение, открытая на максимум диафрагма и флаги (чёрные и белые), сглаживающие тени на лицах актёров. Ну и на уровне визуальных референсов “В тени” - это чистокровный Тарковский и его фундаментальный “Сталкер”.
Содержательно же “В тени” оставляет ощущение недосказанности. Режиссёр оставляет слишком много почвы для рассуждений в финале, из-за чего лента и кажется незаконченной. Ей словно не хватает ещё дополнительных 20-ти минут, за которые можно было раскрыть до конца мир картины. Особенно это касается правил, по которым реальность фильма вообще работает. Эрдем Тепегёза больше интересовался метафорочным взглядом на тоталитаризм, нежели авторской идеей и мыслью. Автор оставляет зрителю своё кино для обдумываний, закладывая им почву. Ведь арт-хаус так и работает - без своего зрителя он не формирует историю фильма до конца.
Оценка: 4 из 5
МЕЛОДИЯ СТРУННОГО ДЕРЕВА (2020) - Конкурсная программа
реж. Ирина Евтеева
“Мелодия струнного дерева” - фильм-фантазия от Ирины Евтеевой - режиссёра с весьма своеобразным видением. Ровным счётом такой её работа и получилась - своеобразной. При этом нужно понимать, что “Мелодия струнного дерева” - кино не для всех, вот точно не для всех. Это даже не совсем кино, а полноценный полёт фантазии. Картина это заявляет во время титров: это фильм-фантазия. И всё, зрителю нельзя рационализировать или же обдумывать увиденное - нужно его чувствовать.
Фильм Ирины Евтеевой можно сравнить со сновидениями. Режиссёр делает всё для того, чтобы зритель вообще не думал ни над чем во время просмотра - нужно лишь слушать, смотреть и неосознанно рисовать образы у себя в голове. О чём вообще можно говорить, если несколько раз в фильме появляется “Чёрный квадрат” Малевича, в котором каждый увидит что-то своё. Увидит зритель войну - значит увидит. Увидит любовь - значит увидит любовь. Вот и всё. Подобный подход явно придётся по вкусу далеко не всем, но своего зрителя лента Евтеевой определённо найти сможет.
Оценка: 2 из 5
ДЖАМБО (2020) - Эйфория наваждений
реж. Зои Витток
“Джамбо” приехал на 42-й ММКФ прямиком с Сандэнса - фестиваля независимого американского кино. И вот это по всем стандартам именно фестивальное американское кино, содержательно очень штампованное, однако на уровне формы и исполнения - совершенно уникальное. Фильм Зои Витток рассказывает историю необычной любви замкнутой девочки Жанны, которую играет необычайная, словно с другой планеты, французская актриса Ноэми Мерлан (из визуально идеального “Портрета девушки во огне”).
На уровне сценария “Джамбо” - это набившее всем оскомину ЛГБТК+ кино, в котором ничего нового или же оригинального и в помине нет. Главная героиня является белой вороной в обществе, у неё очень властная и консервативная мать, а местная шпана то и дело пытается как-то задеть чувства неуверенной в себе девушки. И казалось бы, вот она: очередная история лесбийской любви, коих и без ленты Зои Витток немало. Но нет, как уже было сказано ранее, у Витток получился уникальный в категории ЛГБТК-драм фильм.
Всё дело в том, что “Джамбо” рассказывает об очень странной любви между девочкой и огромным металлическим аттракционом из парка развлечений, имеющего душу и способным общаться с главной героиней при помощи цвета. Да, звучит не очень, скорее звучит как сущий бред. В фильме есть даже метафорическая сцена секса между девушкой и аттракционом (визуально очень красивая). Но вся эта не самая здоровая странность идёт ленте только на пользу.
“Джамбо” - заурядное на уровне содержания кино, которое имеет в своём арсенале знакомые всем по сотням другим ЛГБТ-драмам образы, штампы и фразы. Однако форма и манера подачи у режиссёра свои. У Витток словно получилась более взрослая и зрелая версия фильма “Бамблби”, раскрывающая серьёзные проблемы отцов и детей и отношение общества к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это кино, разговаривающее со своим зрителем исключительно метафорами через андрогинную главную героиню. Замени Жанну на мужчину-гея - ничего не поменяется, замени аттракцион на девушку, сделав тем самым протагониста лесбиянкой - ничего не изменится.
Иными словами: картина представляет из себя уникальную стандартность - в чём и заключается парадоксальность фильма Витток, объяснить главную изюминку которого почти невозможно. Браво!
Оценка: 4 из 5
ЧЕЛОВЕК НЕУНЫВАЮЩИЙ (2020) - Конкурс документального кино
реж. Андрей Кончаловский
Для российского зрителя новая документальная работа мастера Андрея Кончаловского “Человек неунывающий” - это набор знакомых бытовых моментов и фраз. Всё дело в том, что и сам фильм Кончаловский совершенно случайно сделал, опросив на камеру около 60-80 человек касательно жизни в России, да и вообще о смысле этой самой жизни. По фабуле у Кончаловского получился фильм-портрет, который кому-то может показаться пропагандой против родной страны, однако души и любви к родине у Кончаловского намного больше, чем недовольств.
Да, режиссёр показывает нелёгкую судьбу населения за пределами Москвы, которую, кстати говоря, Кончаловский вообще не показывает, полностью игнорируя мегаполисы, акцентирую всё внимание лишь на регионах. Но подобный подход обусловлен тем, что режиссёр хотел создать именно образ русского человек (из разных образов и историй), проживающего исключительно в регионах, так как в Москве настоящего русского человека почти невозможно встретить - в Москве живут другие люди, нежели в регионах.
Живут плохо, в ужасных условиях, но при этом остаются счастливыми. Кончаловский очень умело работает со статистикой, рассказывая вроде бы о народе, большая часть которого живёт бедно, но с другой стороны, показывает страну, в которой 81% населения считает себя счастливыми (официальная статистика, которую Кончаловский и проверил). В этом и заключается удивительная особенность русского человека - он никогда не унывает, как бы плохо и тяжело ему не было бы.
Оценка: 4 из 5
НОВЫЙ ПОРЯДОК (2020) - 8 ½ фильмов
реж. Мишель Франко
“Новый порядок” - фильм одного из самых престижных мексиканских режиссёров сегодняшнего времени, Мишеля Франко - обладателя целых трёх каннских призов. Награды не обошли стороной и его последнюю, на данный момент, полнометражную работу, а именно: социальную антиутопию “Новый порядок”, которая может похвастаться Особым призом жюри 77-го Венецианского кинофестиваля (второй по значимости приз). При этом со стороны зрителей лента Франко сможет заработать в свою копилку ещё одну медаль. Медаль, которую вручают за эмоциональный всплеск, когда после просмотра ноги ещё какое-то время подкашиваются, а в груди с каждым вдохом пробегает лёгкий холодок.
Мишель Франко снял бескомпромиссное, жестокое и очень реалистичное кино о социальном разделении и погони за властью. При этом фильм начинается весьма мило, хоть и с заделом (скорее предупреждением), что следующие 86 минут будут очень насыщенными на разного рода события. Мексика, сюжет старутет с роскошной свадьбы высших сливок общества, привыкших не считаться ни с кем. В стране начинаются бунты, однако высший класс думает о том, что они их не коснутся. Коснутся, ещё как. Представители рабочей силы врываются в огромный дом и с этого момента фильм захлёстывают нескончаемые крики, пальба, оральные изнасилования женщин и мужчин электрическими дубинками и тому подобное.
Революция, борьба народа за власть с богатыми - история, которая в современном мире может произойти когда угодно и с кем угодно. И дабы показать универсальность показанных в фильме ужасов, Мишель Франко проворачивает весьма интересный трюк. Режиссёр решает вообще никак не вплетать собственное мнение в события ленты - он не оправдывает и не защищает ни сторону бедняков, ни богачей, ни действующей власти. Камера почти всегда стоит на штативе, с помощью панорам следя за персонажами, среди которых, на самом-то деле, центрального и нет. Все сцены поставлены таким образом, чтобы создавать ощущение реализма.
По степени вызываемых эмоций с “Новым порядком” уж точно мало кто в 2020 году сможет посоперничать. Мишель Франко сделал кино с железобетонным стержнем в его основе, благодаря чему кино работает ровным счётом так, как автор его и задумывал: оно пугает показанным. А возможность не только перенести события фильма на любую страну, но и найти в современном истории сцены из лента - пугает ещё больше. Это кино-предупреждение, которое говорит со всеми классами в обществе о том, к чему может привести агрессивный подход к переменам ради наживы, а не всеобщего блага.
Оценка: 4,5 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.