Бесплодная невеста (2020) - Конкурсная программа, реж. Джадаб Маханта. На примере качества индийской картины “Бесплодная невеста” можно сделать следующий вывод: конкурсная программа 42-го ММКФ оставляет желать лучшего. Имея за плечами 12-ть просмотренных фильмов-конкурсантов, зритель с трудом сможет отобрать лично для себя пятёрку действительно качественных картин или хотя бы хороших. Конкурсная программа 42-го смотра - фирменная катастрофа. И ладно Ким Ки-Дук снял худший фильм в своей карьере, всякое случается, но из подобного проходняка почти и состоит основной конкурс.
“Бесплодная невеста” исключением не стала. Это такое же безжизненное, снятое на зеркальный Nikon (не)кино от дебютанта без бюджета и профессиональных актёров. Самое забавное во всей этой истории то, что если бы не пандемия, ставшая главной головной болью каждого в 2020 году, конкурсная программа сто процентов выглядела бы иначе. Организация явно отбирала конкурсантов уже из того, что осталось. Можно даже сказать так: 42-й ММКФ - это фестиваль, участвовать в который взяли тех, кого больше никуда не взяли.
Про ленту Джадаба Маханта даже сказать что-то новенькое уже не получается. Слишком уж привыкла и пресса, и остальные гости фестиваля к подобным низкокачественным лентам за время проведения мероприятия. Остаётся только недовольно пожимать плечами. Благо у 42-го смотра в этом году всё очень и очень хорошо с внеконкурсными программами, на которые лучше и обращать своё внимание. А конкурс рискует войти в историю, как самый худший.
Оценка: 1 из 5
СУДЬБА (2020) - Конкурсная программа
реж. Жанна Исабаева
“Судьба” - кино родом из Казахстана, от небезызвестной в фестивальных кругах режиссёра Жанны Исабаевой. Своим новым фильмом Исабаева задаёт зрителю вопросы из разряда, а если ли вообще судьба? Через призму истории о молчаливом, но трудолюбивом 19-летнем мальчике, режиссёр рассуждает не столько о судьбе, а о выборе человека. Весь жизненный путь личности Исабаева выстраивает вокруг вереницы сделанного выбора, определяющего путь.
У фильма есть интересная задумка: зрителю показывают три разных варианта развития событий. Главный герой, оставшись без денег в чужом для себя городе, должен решить для, как ему быть дальше. Тут как в сказке: пойдёт налево - с бандитами на дело поедет, направо - девушку от изнасилования попытается спасти, чтобы за это затем сесть тюрьму, а если пойти прямо - душу вылечить в итоге. И Исабаева показывает все три разных варианта развития событий, давая понять своему зрителю, что судьба - это не что-то с неба рухнувшее человеку на голову, нет. Судьба определяется выбором.
Но при подобном концепте кино получило совершенно невыразительную реализацию. Главная проблема фильма в том, что Жанна Исабаева слишком детально и слишком всё в лоб показывает. Если главному герою нужно дойти из точки А в точку Б - значит зритель будет 10 минут смотреть на ходьбу. Если кто-то готовит себе поесть - вот ещё 10 минут отведённые под демонстрацию готовки. А из-за низкого бюджета, лента так и вовсе выглядит как затянутый видеоблог. Смотриться “Судьба” невыносимо муторно и скучно. При своих 96 минутах картина Исабаевой идёт почти бесконечно.
Оценка: 2 из 5
ГИПНОЗ (2020) - Конкурсная программа
реж. Валерий Тодоровский
Валерий Тодоровский продолжает переносить на большой экран кусочки из своего детства. На этот раз он делится с массовым российским зрителем своим опытом в наблюдения за гипнологами, рассказывая при этом, как в случае и с “Одессой”, вымышленную историю. Во главе угла снова семейная бытовая жизнь, которую режиссёр обернул в жанр психологического триллера. В центре сюжета находится мальчик 16-ти лет по имени Миша, страдающий лунатизмом. Родители записывают юношу к психотерапевту Волкову, чтобы тот при помощи гипноза помог мальчику вылечить свой недуг.
Однако вся эта история оборачивается для Мишы совсем с непредсказуемой для него стороны. Волков оказывается настоящим гением, заинтересовавшимся в мальчике. Мастер начинает обучать мальчика гипнозу, попутно ставя на нём свои эксперименты и опыты. И да, Валерий Тодоровский не был бы самим собой, если бы на середине фильма история не перевернулась с ног на голову. “Гипноз” - это классический Валерий Тодоровский, рассказывающий, на самом-то деле, очень простую и даже банальную историю, про то как ребёнок обретает своё место в необычной семье.
Наверное в простоте и заключается главный камень преткновения в новой работе Тодоровского, потому что вопреки задумке режиссёра, картина активно делает вид, будто бы она представляет из себя нечто большее, чем понятный социальный комментарий. Тут и там звучат громкие цитаты, околонаучная формулирология и полное отсутствие понимания у зрителя происходящего. Пояснение: сложно понять, какие события в фильме реальны, а какие являются миром снов. А вот и ответ: всё, что происходит с Мишей, происходит с ним в мире настоящем.
У “Гипноза” слишком прямолинейный и приземлённый сценарий. Валерий Тодоровский явно задумывал немного другое кино, более сложное по форме, но очень понятное и даже бытовое в идейном плане. Для режиссёра полноценная семья нынче стоит во главе угла, если судить по его последним киноработам. Такого же мнения и плана Тодоровский придерживался в “Гипнозе”, который не может усидеться одновременно на двух стульях. Это и не фильм-головоломка, и не триллер, и не семейная история. “Гипноз” существует в мире условностей, разрушающих всю магию фильма, которую режиссёр с таким рвением выстраивал на экране. Но не дожал, как говорится.
Оценка: 3 из 5
СОЛЬ СЛЁЗ (2020) - 8 ½ фильмов
реж. Филипп Гаррель
“Соль слёз” - чёрно-белая, снятая на 35-мм плёнку история любви от классика французского кино Филиппа Гарреля, собаку съевшего за последние десять лет на камерных сюжетах. Гаррель, которому уже за 70, имеет за своими плечами выдающуюся карьеру, начавшуюся ещё в 60-е годы прошлого века, снимает преимущественно кино не сегодняшнего дня. Он, как режиссёр, смотрит на некоторые вещи весьма старомодно, благодаря чему его фильмы и вызывают столь любопытный интерес среди критиков и фестивального зрителя.
Его последняя на данный момент лента мало чем отличается от того, что Гаррель делает последние десятки лет. “Соль слёз” - история не только о поисках настоящей любви, но и про взаимодействие между мужчиной и женщиной, со всеми атрибутами: страсть, скандалы, измены, принятие и прощение. И хоть Гаррель весьма консервативен в некоторых своих взглядах, эдакая старомодность его последним лентам, в том числе и “Соли слёз”, идёт только к лицу.
Режиссёр рисует современный мир по своему: в нём нет ни компьютеров, ни смартфонов - его персонажи переписываются или при помощи писем (не электронных), или же говорят исключительно вживую, встречаясь в кафе или где-нибудь ещё. Исключением будут лишь телефоны, но и те - кнопочные. Смартфонов в мирах Гарреля нет и вряд ли они когда-нибудь появятся. Никуда не уйдут из его работ жизнь и искренность, грамотно распределённые режиссёром по всему хронометражу. Иногда всё же бывает приятно посмотреть на обыденность со стороны, особенно через видение таких художников, как Филипп Гаррель.
Оценка: 4 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!