Дневники ММКФ-2020. День 8

Новости

Дневники ММКФ-2020. День 8

Дневники ММКФ-2020. День 8

Вот и подошёл к концу долгожданный и весьма неоднозначный 42-ой Московский международный кинофестиваль. Было много положительных эмоций, восторгов и простых радостей от возможности наконец-то посмотреть за раз от 30 до 40 фильмов за неделю. Однако фестиваль оставляет после себя весьма своеобразное впечатление. Вроде бы всё хорошо, но из-за жёстких ограничений, связанных с мерами предосторожности от коронавирусной инфекции, 42-й смотр был лишён духа авантюризма и приключений. Все всё понимают - иначе было нельзя, но действительно фестивальной жизни в этом году Московскому фестивалю не хватало.

Масло в огонь подливала и весьма слабая конкурсная программа, напичканная фильмами дебютантов, снятыми на непрофессиональное оборудование. Среди прессы даже ходили шутки о том, что один только “Гипноз” Валерия Тодоровского дороже всех остальных конкурсантов вместе взятых. Подобное хоть как-то разбавляло рутинные будни, особенно в моменты полного негодования из-за технических сбоев. Забронированные билеты то слетали в последний момент, из-за чего пройти в зал было невозможно, то бронь вообще не работала. Обиднее всего было в те моменты, когда забронированный билет сгорал просто так - таких случаев не мало.

И маски с перчатками - ещё один кошмар прессы на 42-м смотре. Да, без них было нельзя - это все понимали. Но вот что обидно: очень грустно осознавать тот факт, что одной из главных радостей для профессионального зрителя во время столь масштабного кинофестиваля был поход на улицы дабы подышать и позволить ушам отдохнуть от резинок. 

ШАРЛАТАН (2020) - Мастера

реж. Агнешка Холланд

Основанный на биографии знаменитого чешского целителя Яна Миколашека фильм “Шарлатан”, снятый мастодонтом авторского и фестивального кино Агнешкой Холланд - не самая убедительная попытка режиссёра рассказать таинственную и загадочную историю. Ян Миколашек - фигура неоднозначная, его личность окутана тайнами и слухами, о его человеческой стороне мало что известно. На этом Холланд и играет: она удерживает градус таинственности в первой половине ленты ровным слоем, подкармливая зрителя маленькими деталями и загадками. 

Однако ближе ко второй половине лента Холланд, внезапно, из большого ребуса превращается в гей-драму о великом целителе, который был вынужден скрывать собственную ориентацию на протяжении всей своей жизни. Никто не исключает того факта, что Миколашек действительно мог быть гомосексуалом, вот только на сто процентом заявлять об этом никто не может. Ровным счётом как и про наличие дара у знаменитого целителя с полной уверенностью заявлять нельзя. Уж слишком загадочной и в то же самое время открытой для помощи другим личностью он был.

И “Шарлатан” сохраняет таинственность вокруг Миколашека во всём, кроме слухов касательно его сексуальной ориентации. Выглядит это, как попытка авторов сыграть на актуальной теме, дабы иметь больше шансов на фестивальных смотрах, а вовсе не как художественная необходимость. Всё же оставив гомосексуальный подтекст на уровне ещё одной загадки, когда зритель точно не мог бы сказать, является ли протагонист геем или же нет, фильм работал бы совсем иначе.

“Шарлатан” - пример классического для сегодняшнего дня фестивального кино. В картине Холланд есть всё для того, чтобы её такой называла публика. Здесь и приглушённая цветовая палитра с серым окружением и яркими насыщенными воспоминаниями, и аккуратненькая операторская работа с отполированными чуть ли не до идеала кадрами, и всё те же актуальные проблемы и конфликты. Уж есть режиссёр хотела сделать загадочное кино о таинственной личности - таковым фильм и нужно было делать до конца.

Оценка: 3 из 5

ОТ СМЕРТИ ДО СМЕРТИ (2020) - Эйфория наваждений 

реж. Хилал Байдаров 

“От смерти до смерти” - фильм-участник конкурсной программы 77-го Венецианского смотра, напоминающий медленно скатывающийся с горы снежный ком, наращивающий свою массу каждую секунду. Режиссёр Хилал Байдаров снял кино в своём неторопливом стиле с минимумом ракурсов - камера почти всегда удерживает общий план, зачастую по несколько минут. По сути Байдаров работает с кадром Мельеса, однако вдохновляется режиссёр больше Тарковским или же Бергманом для своих работ, что в значительной степени отражается на атмосфере, особенно в рамках фестивального смотра.

Фильм не совсем подходит для фестивального просмотра, поскольку его медитативная медлительность и акцент на природе очень утомляет. В иных условиях и на свежую голову, картина “От смерти до смерти” смотрелась бы намного лучше, нежели чем в рамках марафона по показам 42-го ММКФ. А так, нельзя сказать, что Байдаров снял плохое кино, напротив - кино по-своему забавное и интригующее. Главный герой всё время убегает от преследователей, желающих его смерти, а зритель наблюдает за тем, как протагонист снова и снова попадает в разного рода и характера ситуации. 

Оценка: 3,5 из 5

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь