«Откуда ты родом?» – авторский полубиографический фильм от Риза Ахмеда, британского актёра пакистанского происхождения и рэп-музыканта, получившего относительную популярность совсем недавно. Ахмеда можно было заметить как в большом кино, например в «Изгое-один» или же в «Веноме», так и в маленьких авторских лентах вроде «Звука металла» и в «Стрингере». К «Откуда ты родом?» Ахмед сам написал сценарий, а также выступил в качестве продюсера и исполнителя главной роли, в то время как режиссёрское кресло занял Бассам Тарик – дебютант в полнометражном игровом кино, специализирующийся больше на документальном кино. И решение назначить документалиста главным постановщиком картины – самое правильное решение из всех возможных.
Риз Ахмед написал очень личный для себя сценарий. Сюжет рассказывает про нью-йоркского музыканта по имени Зед (Риз Ахмед), чья карьера наконец-то начала идти в гору: он вот-вот отправится в свой первый большой тур. И дабы набраться сил и отдохнуть, Зед первым делом едет в Лондон, чтобы навестить свою пакистанскую семью. Почти сразу же по прибытии у протагониста начинаются проблемы: по наследству Зеду передалось аутоиммунное заболевание, поражающее его нервную систему, из-за чего он начинает видеть галлюцинации и теряет возможность ходить самостоятельно. Всё это ставит под угрозу не только его карьеру, но и нормальные отношения с семьёй. И да, это именно тот материал, для должной реализации которого и нужен был режиссёр-документалист.
Сразу может показаться, что Риз Ахмед написал типичную драму о преодолении своих возможностей, в которой протагонист сталкивается с препятствием на пути к успеху. «Откуда ты родом?» – лишь частично об этом. На самом же деле главным врагом Зеда является вовсе не болезнь, а он сам – внутренние демоны и призраки прошлого, пожирающие его тело в буквальном смысле. Весьма внушительный процент фильма зритель наблюдает за главным героем в пределах больничной палаты и коридоров больницы, покинуть которую центральный персонаж попросту не в силах. Весь свой путь Зед проходит у себя в голове, переживая весьма травматичные ситуации из своего прошлого снова и снова, обретая свободу и дом по ходу истории.
Самое главное, чем можно выделить ленту – это её режиссура. Опять-таки, Бассам Тарик – документалист, следовательно, и подход к визуальному повествованию и работе с кадром у него документальный. Все выступления Зеда на сцене перед внушительной публикой – реальные съёмки с реальных концертом Риза Ахмеда, чьи треки позаимствовал его персонаж. Забавно здесь то, что если зритель заранее не осведомлён о подобном фишке, он и не сможет заметить подвоха. Концерты сняты ярко, динамично и со всей экспрессией: Зед в прямом смысле летает по сцене, возвышаясь над толпой, высказывая свои политические и социальные взгляды на современный мир через музыку. Противовесом всему этому идут бытовые сцены, снятые более приземлённо: съёмка с плеча сменяется статикой и домашним спокойствием.
Всё вышесказанное звучит так, словно Риз Ахмед вместе с режиссёром Бассам Тариком сделал потенциальный хит о самом себе. Увы, но, по совершенно непонятным причинам, именно Риз Ахмед в итоге и оказывается самым слабым звеном ленты. И плох Ахмед вовсе не как сценарист – над проработкой истории, драматургией и конфликтом он действительно постарался. Проблема заключается в актёрской игре Риза Ахмеда, который словно ни разу за все съёмки не включился в процесс. Его Зед – мало эмоциональный и невыразительный герой, раскрывающийся только на сцене, превращаясь в пучащего глаза напуганного ребёнка во время драматических мизансцен. И подобное поведение героя – это не фишка, а именно слабая актёрская игра, поскольку Зед не меняется эмоционально там, где должен был бы по сценарию.
Очень странно, почему Риз Ахмед, в столь личном и важном для самого себя кино, не выкладывается на полную, разнося своей харизмой и актёрским талантом всё и вся. Можно было бы предположить, что у Ахмеда и таланта нет, однако он у него есть и Ахмед умеет им пользоваться. Максимально близкий к «Откуда ты родом?» пример – это «Звук металла» Дариуса Мардера, у которого Ахмед исполнил одну, если не самую, лучшую роль в своей карьере. Забавно здесь ещё и то, что оба фильма рассказывают плюс-минус одну и ту же историю. У Мардеса: барабанщик теряет слух, а у Тарика: репер теряет возможность ходить. Два персонажа Ахмеда борются с недугом на пути к музыкальной вершине, однако лишь один из них чувствуется живым, настоящим человеком, а не картонным драматическим протагонистом.
«Откуда ты родом?» идёт всего 90 минут, которые ощущаются как все 190 – всё из-за отсутствия эмоциональной привязки к главному герою. После просмотра фильма становится понятно, какие внутренние конфликты и внешние проблемы смог преодолеть Риз Ахмед на пути к успеху, да. И про всё это было бы интересно узнать. Однако в голове никак не укладывается тот факт, что при таком раскладе лента Бассам Тарика получилась настолько бездушной и не цепляющей камерной драмой. Картина больше походит на один большой рекламный ролик рэп-альбома Риза Ахмеда, некоторые треки из которого, между прочим, действительно запоминаются. И очень грустно, что «Откуда ты родом?» западает в голову лишь этим, а не своей идей о поисках собственного места в мире, личными мыслями Риза Ахмеда или же социально-политической повесткой.
«She wanna kick me out
But I'm still locked in
What's my fucking name?
Toba Tek Singh»
Оценка: 6 из 10
В прокате с 5 ноября.
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ