Сюрреалистическая история о том, кем бы мог быть Дон Кихот, появись он в наши дни: эксцентричным мечтателем или строгим ревнителем традиционных ценностей? Театр на Таганке представляет на суд зрители историю Сервантеса, перенесенную в Россию XXI века. Постановка Дениса Хусниярова «Дон Кихот» по пьесе Алексея Житковского приурочена к 76-му сезону прославленного театра. Начинается все в Испании, а затем перенесется в год Чемпионата мира по футболу 2018 в России. Актеры за короткий срок были вынуждены выучить огромный объем текста на испанском языке.
«Они в итоге сейчас без него не могут, потому что, как мне кажется, эта мелодика языка их чем-то наделила в этой работе. Мы принципиально не переводили. Сделали такие летящие полотенца с пояснением, что происходит, некое либретто в былинном стиле. Решили не переводить, потому что хотели, чтобы зритель услышал эту музыку», - говорит режиссер Денис Хуснияров о работе над премьерой.
В стенах Таганки все так же любят, все то же ненавидят, грезят футболом, поют песни Примадонны отечественной эстрады Пугачевой, дерутся на свадьбах, вспоминают Гоголя и пытаются спасти, как герои это видят, Родину. Рыцарь и его верный оруженосец зациклены на наведении порядка, и готовы для победы в главном матче жизни на все.
Таганковский Дон Кихот – как последний оплот человечества, победитель эпохи, в которой мир был черно-белым. Но в современное время все не так однозначно и герой действует по закону: порок должен быть наказан. И только зрителю в зале решать, что с ним делать - считать героем и праведником или заклеймить как мракобеса?
«Сервантес со своим чудаком стариком, который выжил из ума, остается на уровне немного сказочного, такого милого повествовательного героя. Мы же, раз перенесли действие в Россию, решили пойти дальше, и снабдили героя, как мне кажется, качествами, которые присущи русской душе. Одна из тем - что добро, которое начинает бороться со злом, однажды превращается во зло точно так же и может даже пойти дальше», - так охарактеризовал свою постановку режиссер Денис Хуснияров.
В роли Дон Кихота - Василий Уриевский, в роли Санчо Пансы - Павел Комаров. В спектакле заняты: Мария Добржинская, Юлия Стожарова, Игорь Ларин, Алексей Финаев-Николотов, Елена Оболенская, Мария Рябкова, Евгения Стегний, Евгений Бодяков, Александр Алешкин, Олег Евтеев, Андрей Кайков, Михаил Лебедев. За сценографию спектакля отвечает Александра Мохова, музыку к постановке написал композитор Виталий Истомин.
Павел Комаров рассказал журналистам, что учил испанский с утра до ночи каждый день на протяжении трех месяцев: «Сначала мы учили просто на уровне звуков, а потом уже постепенно туда вкладывали смысл и понимали, что мы говорим, где мы говорим».
Как по мне, так главный герой этой истории вовсе не благородный идальго, а обыватель Санчо, мечтающий о спокойной жизни, но вынужденный «бороться» с очередными «ветряными мельницами», но только уже 21 века и российскими. Победит ли он или «уйдет» в небытие и поймут зрители на премьерных показах спектакля «Дон Кихот» на Таганке.
Сабадаш Владимир.
Фото – Георгий Трахтенберг.