В новом фильме Джеймса Мэнголда, режиссёра «Преступить черту» и «Логана», удивительным образом смешиваются амбиции большого кино и простенького зрительского блокбастера. Основанная на реальных событиях картина «Ford против Ferrari» осознано не тянется к звёздам, поскольку её адреналиновый ритм попросту их не замечает, проносясь мимо на полной скорости, оставляя конкурентов далеко позади себя. И смотреть за всеми этими действиями не наскучивает все 152 минуты хронометража, даже при том условии, что спортивные гонки – это не очень-то и разнообразное мероприятие с точки зрения операторской работы, постановки и удержания внимания. Сделан фильм с максимальным трепетом и вовлечением зрителя в происходящее, словно усаживая его за руль гоночного автомобиля на два с половиной часа.
Сюжет строится вокруг феноменальной для компании Ford победы на «24 часовом Ле-Манском» автомарафоне на выносливость в 1966 году, которая отобрала венец первенства у Ferrari, удерживаемый последней на протяжении шести лет. Не стоит забывать, что, как и любой спорт, гонки – это в первую очередь шоу, очень дорогое шоу, за которым стоят корпоративные боссы, большие деньги и ещё раз большие деньги. Однако, среди всех этих денежных акул всегда найдутся и настоящие фанаты своего дела – талантливые, преданные, с горящими глазами спортсмены, конструкторы, механики и так далее. Именно на этих людях, зачастую, всё и держится в спортивном мире, именно на них и концентрирует своё внимание Джеймс Мэнголд, рассказывая историю простых работяг, обеспечивших грандиозную победу компании Ford.
Нельзя сказать, что в плане сценария «Ford против Ferrari» изобретает что-то новое или же удивляет какими-то необычными находками и решениями. Нет, напротив, Мэнголд снял весьма прямолинейное кино про один конкретный исторический эпизод, показав всё от лица двух дерзких, смелых и полных тестостерона, с запачканными от машинного масла рубашками и со стёртыми до крови мозолями на руках персонажей Кристиана Бэйла и Мэтта Дэймона. При этом заметно, что режиссёр старался уйти в объективность, показывая всех действующих лиц с нейтральной стороны. Частично это так, героев достаточно много и на всех фильм успевает отвести свои пять минут славы, но этого времени явно недостаточно, что, по очевидным причинам, уж точно вина не сценария.
Во время просмотра «Ford против Ferrari» в глаза бросаются недосказанные или же нераскрытые до конца целые сюжетные арки, из которых явно вырезали середину, оставив лишь самое-самое. Связано это скорее всего с огромным количеством материала, отснятого в процессе производства. С монтажом у фильма полный порядок – он гармонично вписывается в общий сверхмощных гоночный ритм, при этом грамотно разбавляет динамику тихой, спокойной и живой беседой. Из-за того, что хронометраж не резиновый, особенно в мейнстримом кино, которое и без того редко преодолевает отметку в больше, чем два часа, из фильма вырезали очень много, из-за чего после просмотра остаётся ощущение недосказанности.
Поэтому, начиная со второго акта, лента переключает всё своё внимание лишь на персонажей Кристиана Бэйла и Мэтта Дэймона, разбросав всех остальных по вторым и третьим планам. Из-за этого возникает маленькая проблема – все герои, кроме двух основных, смотрятся скорее историческими манекенами, декорациями эпохи или же просто шаблонными атрибутами жанра, нежели живыми прототипами, за которыми было бы столь же интересно наблюдать, как и за главными протагонистами. И если говорить на чистоту, пускай у «Ford против Ferrari» был бы хоть вагон законченных и интересных сюжетных линий, они все и цента не стоили бы, находясь рядом с Мэттом Дэймоном и крутым, словно живое воплощение киношного Стива МакКуина, персонажем Кристиана Бэйла.
Кен Миллер (Кристиан Бэйл) – прожжённый любовью к автомобилям талантливейший британский гонщик, чувствующий мотор машины настолько же искусно, насколько и хороший хирург человеческое сердце. Находясь за рулём, Кен не просто срастается с машиной, становясь одним целым с ней, он буквально становится продолжением своего авто. Он социопат, вероятно становится таким после участия в войне, у него крупные проблемы в общении с окружающими, а уж тем более с корпоративными шишками, которым вспыльчивая манера поведения не очень-то и нравится, поскольку она портит имидж компании.
Кэрол Шелби (Мэтт Дэймон) – такой же одержимый скоростью и пристрастием к автомобильному мотору бывший гонщик, вынужденный по состоянию здоровья переквалифицироваться в конструктора, продающего машины. Он же выступает главным и, возможно, единственный другом Кена, если не брать в счёт жену и сына последнего. Кэрол тот человек, на котором метафорично держится каркас машины, команда и малозначимые бумажные вопросы, он всегда знает, что делать, но не всегда может позволить себе это из-за ряда юридических проблем, выступающих как для него, так и для всего фильма главным конфликтным моментом.
Оба актёра создают на экране потрясающего уровня химию между своими персонажами. Но как бы хорош не был Мэтт Дэймон, отыгрывающий действительно хорошо, он целиком и полностью меркнет рядом со своим ближайшим коллегой Кристианом Бэйлом. Поверить невозможно, но быстро набрав вес для «Власти», Бэйл всего за какие-то 7 месяцев между съёмками в двух проектах успел сбросить 30 кг, чтобы воплотить на экране образ Кена Миллера. И этот безумный факт – лишь малая часть всей проделанной Бэйлом работы. Он в очередной раз стёр грань между своей личностью и личностью персонажа – он стал Кеном Миллером, с вечно грязной кожей, озлобленным лицом, но полными грусти, человеческих страданий и любви глазами. Герой Бэйла зачастую и не говорит ничего, позволяя камере зафиксировать свои глаза, зеркально отражающие всё то, для чего слова подобрать порой бывает очень трудно.
Режиссура Мэнголда в «Ford против Ferrari» и вовсе выходит на новый для него технологический диапазон. Понимание того, как работать с биографическим материалом, меняя его под художественный лад, улучшая его восприятие, у Мэнголда было давно. А вот набитая на крупных студийных проектах рука массового постановщика теперь чувствуется во всей красе – режиссёр мастерски владеет всеми доступными ему инструментами, превращая даже гонки в своём фильме в супергеройское кино на колёсах. Машины не просто несутся на полной скорости по трассе, Мэнголд создаёт иллюзию полёта ракеты, за фюзеляжем которой красуются километры асфальтированного бетона. Показывать все два с половиной часа одни и те же круговые движения с разных углов, точек зрения и полным понимаем своего дела, да ещё и так, чтобы это не наскучило – дорогого стоит.
«Ford против Ferrari» – адреналиновый автомарафон от Джеймса Мэнголда, заряжённый львиной долей тестостерона, заправленный потрясающим звуковым сопровождением и звериной страстью к скорости. Идеальное мужское кино подойдет изголодавшемуся по подобному массовому зрителю, оно прекрасно подчеркивает эйфорию участия в гонке, а вовсе не победу, достающуюся чаще раскрученным идиотам, нежели талантливым людям, на которых всё и держится в этом мире. В любом случае, истинных победителей время расставит по своим местам, отведя свои минуты славы, наградив бессмертием. Джеймс Мэнголд расставил, осудив корпоративных крыс за отсутствие умение смотреть дальше своего носа и поблагодарив всех фанатов своего дела за участие, не побоявшихся посвятить жизнь чему-то большему, чем демонстративной победе.
Оценка: 8 из 10
«Ford против Ferrari» – в прокате с 14 ноября