К 1 сентября на фасаде столичной школы Казарновского появится инсталляция современного художника Марины Звягинцевой — гигантский клавишный инструмент. По словам Звягинцевой, “Проект Классная игра” был вдохновлен архитектурным ритмом фасада школы и духом “Класс-Центра”, где обучение театральному делу и музыке органически сочетается со школьной программой: дети учатся в процессе игры и творчество является лейтмотивом обучения.
Арт-проект “Классная игра” превратит всю школу в большой музыкальный инструмент, на котором играют ученики и учителя в едином ритме. На фасаде здания высотой 20 метров появятся клавиши, размер которых достигает 6 метров. Одна из больших клавиш — плазменная панель для трансляции хроники жизни Школы и значимых событий.
Марина Звягинцева: “Эта передовая школа пользуется современными методиками обучения, а ее фасад — традиционный и скучный. Мне захотелось сделать так, чтобы он соответствовал внутреннему содержанию школы и был современным. Кроме клавиш пианино, которые отсылают нас к искусству, на фасаде есть и компьютерные клавиши — которые говорят о современном обучении, о цифровизации процессов. Моя задача была не переделывать архитектуру здания, а услышать ее — выступы на фасаде создают особый ритм, отсюда родилась концепция объекта: не изменяя архитектуру, вписать в нее клавиши так, чтобы они полностью перепрограммировали фасад. Экран добавляет мультимедийности и позволяет заглянуть внутрь школы, увидеть, что там происходит”.
Школа должна привлекать с первой минуты. Более 2000 раз за время учебы с 1 по 11 класс ребенок подойдет к зданию, поэтому фасад играет особую роль. Оживленный и дружелюбный фасад, в отличии от безликого, вызывает яркие эмоции и положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Известный психолог и специалист по психогеографии Коллин Эллард, опираясь на результаты множеств экспериментов, отмечает следующее:
«Людям не только больше нравится гулять вдоль приветливых фасадов - меняется даже их поведение. Они останавливаются, оглядываются вокруг и впитывают атмосферу окружающей среды; пребывая в хорошем настроении, они ведут себя энергичнее и становятся более внимательными. Им на самом деле хочется находиться в том или ином месте.» («Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие», Колин Эллард )
Звягинцева считает, что “внешний вид здания, особенно если школа уникальная со своим авторским стилем обучения, — значимая часть идентичности школы”. Она также отметила, что паблик-арт имеет ряд преимуществ по сравнению с росписью стен — граффити. Это более современный вид искусства, где важную роль играет site-specific — когда пространство участвует в сценическом диалоге и исполняет важные постановочные функции, в проекте также используются долговечные композитные материалы.
Новые современные школы строятся с применением новаторских подходов, яркие примеры Летово и Хорошкола. Но “Класс-центр” — школа с историей. Реконструировать и модернизировать школу сложнее, чем снести и построить заново. С одной стороны, школа должна вписываться в ландшафт, с другой стороны — выделяться среди жилых построек, быть притягательной для жителей района. Художественная роспись здания — вещь временная и уже привычная. Именно поэтому Сергей Зиновьевич Казарновский решил для брендинга школы использовать паблик-арт и создать арт-инсталляцию с современных художником Мариной Звягинцевой.
Сергей Зиновьевич Казарновский:
“Наша школа вообще состоит из трех школ — обычная, музыкальная и драматическая. Многие годы мы занимаемся искусством, и в последнее время — современным искусством в частности. Во дворе школы часто проходят выставки, Бильжо дарит нам галерею портретов и так далее. Марина долго ходила по школе и сказала, что школа настолько переполнена разными артефактами, что надо думать про ее фасад. И когда она предложила эти клавиши, мне безумно понравилась идея. Мы долго к этому шли, практически четыре года.
Школа это место, куда ребенок ходит каждый день — она должна быть притягательной, в том числе для родителей. А наши школы, как гнилые зубы по всей стране, стоят и к ним страшно подходить. В них совершенно нет привлекательности, школа должна привлекать к себе внимание и быть центром микрорайона.
В нашей школе есть теннисный корт, каток с музыкой, мы устраиваем различные праздники, любой желающий может приходить к нам — и я этому крайне рад. На наши спектакли мы приглашаем жителей ближайших домов, таким образом складывается настоящее дружное комьюнити, создаются человеческие отношения. Это особенно важно, потому что живем мы в достаточно агрессивной среде. Мы всеми силами пытаемся ей противостоять”.