Детальный план - глаз Кристины Орбакайте в максимальном приближении. Секунда - объект в кадре не меняется. Но дополняется “киношной реальностью” - средствами постпродакшна: мельканием монтажных склеек, эффектом размытия, быстрой сменой цветофильтров. Имитация помех на телевизоре или пресловутых “профилактических работ”... Все это - на первых аккордах вступления. Еще не было произнесено ни одной строки куплета. Две секунды, наполненные смыслом философского трактата. Так начинается музыкальное видео на песню “Сон во сне” - новая работа режиссера-клипмейкера Ирины Мироновой.
Балом правят метафоры. Глаз вызывает две ассоциации: тот, за кем наблюдают, и тот, кто наблюдает. Наблюдающий и наблюдаемый. Каждый из нас в своей жизни неизбежно чередует две эти роли.
Как зрители ТВ и кино мы видим сон во сне: сумму “восприятий” многих совершенно разных людей. И это не считая искажения съемочной техники и принимающих устройств. Теория Бодрийяра в действии - как “не ошибиться”, с одного взгляда различить оригинал и многочисленные симулякры, копии копий?
Нельзя не заметить и сходство глаза в кадре и объектива кинокамеры. Это и символ публичности, и настоящий “вертовский” киноглаз, фиксирующий реальность беспристрастно.
Всевидящее око, тотальный цифровой контроль - мы все под колпаком. Паранойя постоянного наблюдения и парадигма жизни как реалити-шоу.
А если речь идет об отношениях между артистом и зрителем - мы видим лишь образ, пропущенный через разные фильтры, а не человека с его горестями и радостями. То, как мы сами конструируем свою реальность, и то, как нам преподносят повестку - сон во сне или же - переработанная мозгом информация, поступающая от органов чувств?
В одном кадре - бесконечное количество вопросов и смыслов.
А дальше режиссер оставляет нас наедине с самой Кристиной Орбакайте, ее дочерью Клавдией Земцовой и .... белым фоном. Но так ли все просто и “низкобюджетно”? Нет. Кристина Орбакайте - не из тех кто экономит или “безыдеен”. Она снимала клипы в Нью-Йорке и могла бы себе позволить какую угодно графику и эффекты: и исторический эпос, и сюжетность в духе “модных молодежных артистов” - “по-ленинградовски”, “по-гудковски” или даже “по-найшулеровски”. Намеренно был выбран другой ракурс и язык. На арену вступают непривычные нам, экспериментальные приемы.
Минимум средств - тоже средство выразительности. Яркое, оставляющее гораздо больше простора для трактовок. Один направленный луч прожектора, подчеркивающий центральную фигуру на сцене. Ошибочно полагать, что моноспектакль играть и ставить проще, чем масштабную драму. Напротив, на виду каждая мельчайшая деталь.
Главная роль в клипе “Сон во сне” по праву отводится хореографии, что призвано подчеркнуть органику самой Кристины Орбакайте (неслучайно, она еще и театральная актриса). Движение - ее стихия, что неоднократно отмечала и Ирина Миронова, снявшая для певицы клипы “Перелетная птица”, “Солнце”, “Все сначала”, “Хватит шоу”, “Нежная”, “Фарс”, “Разрешаю только раз”. Здесь же значение танца возводится в степень пластического театра. Сцендвижение работает в синергетическом эффекте со средствами режиссуры.
Рассмотрим первое появление Кристины. Она входит в пространство клипа со среднего плана и надвигается на нас… Поясной план, бюст - до портретной крупности не доходит, но мы уже видим ее глаза перед собой, можем в них заглянуть. Артистка раскрывается перед нами, показывает “зеркало своей души”, делится личным и находит контакт со зрителем. Но ничего в этом визуальном мире не статично. Ирина Миронова использует прием резкого контраста, игры с ожиданиями и перехода в противоположность. В следующем кадре - обратный эффект - отдаление. Кристина вновь отодвигается в пространство среднего плана, при этом жестом закрывает камеру.
Концепт приближения и отдаления - центральный в клипе. Это визуальная метафора цикличности жизни. Неслучайно финальным кадром стал повтор того же самого “закрывающего” жеста рукой. Снято, все, актер ушел за кулисы. Он при этом остался собой, но стал другим после проживания сценического опыта. Временно удалился со сцены, чтобы возвратиться. Выйти с новым выступлением на следующем уровне своей аркады, на новом этапе жизни.
Пластические средства используются на полную мощь. Вопрос: есть ли у клипа сюжет? Безусловно. И он продиктован логикой самой песни. Лирика повествует далеко не только о любви, как может показаться при первом приближении. “Сон во сне” - философское высказывание о жизни в целом, ее периодичности и метаморфозах.
“И когда ты рядом
Нет меня счастливей в этом мире…”
Нет, речь идет не о мужчине, и даже не только лишь о ребенке (к чему отсылает появление Клавдии Земцовой в кадре). Мужских образов в клипе нет - и так и должно быть. “Ты рядом” - о вдохновении, контакте с самой собой, радости существования. Все эти сложные чувства певица персонифицирует, обращаясь к ним во втором лице, как к музам.
В клипе отсутствуют и привычные для видео Кристины Орбакайте подтанцовки. Такое решение делает клип более личным и сосредоточенным. В кульминационные моменты усиления мелодии и на интонационных акцентах используется монтажный прием: сама Кристина и Клава “множатся” в кадре. Возникает ощущение “массовки” без ее фактического использования.
Рассмотрим внимательно строение текста. Три оригинальных куплета - и повтор первого в финале. Снова тема цикличности и закольцованности, опять же, усиленная приемом рефрена.
Каждый куплет начинается с формулы: “Может и приснилась эта … вся мне”.
“Может и приснилась эта жизнь вся мне…” Рассуждение о появлении на свет, о возможности преображать этот мир, быть актером и режиссером своей собственной жизни, автором своего образа, творцом собственной реальности. Жизнь как холст. Отсутствие фоновых изображений в клипе - символ tabula rasa. Сама Кристина и ее дочь Клава - яркие пятна на этом листе, они раскрашивают этот
мир собой, своими талантами. Белый фон без фактур, изображений, глубины пространства - намеренный художественный прием.
На этом этапе происходит осознание себя живым, что выражено и в танце - перед нами будто бы разминка, Кристина будто бы “испытывает”, возможности своего тела, техники. Тренируется, растягивается, чтобы вступить в наиболее активные фазы. Зарождение жизни олицетворяет и бежевый костюм Кристины - нейтральный образ, к которому органично “впишутся” любые акценты.
“Может и приснилась эта песня мне”... Заложенная в артистке витальность и энергия преобразуются в песню - законченное произведение. Возникает гармония, находятся нужные слова для ее выражения, душевный порыв приобретает законченную форму произведения искусства. Этому периоду соответствует черный комбинезон - яркий, артистический, в нем уже прослеживается уникальный стиль и невозможность быть незаметной.
“Может и приснились эти ноты мне”... Новый уровень: понимание принципов мироустройства, закономерностей, причинно-следственных связей. Это уже не стихийно родившаяся песня, а закономерное и регулярное творчество, основанное на углублении в его основные законы. Костюм для этого этапа - максимально открытый кроп-топ и шорты. Подчеркивают уверенность в себе и свободу (помните: “а я модная и свободная” - как манифест творчества Кристины).
“Может и приснилась эта жизнь вся мне”, - взлет на новый круг. Ощущение полноты жизни, жизнетворчество, дающее то самое счастье… Черные мощные крылья - накидка с перьями - символ - птичьего полета, контроля над стихией высоты (одна из сквозных тем музыкального творчества Кристины Орбакайте). А в сочетании с кроп-топом и шортами, как накидка - символ того, что артист может и открыться и закрыться, в разные периоды проявляться по-разному.
На идею “подчеркивания” и усиления лирики работают не только четыре чередующихся “костюма-символа”, но и средства монтажа.
“Вместе нам летать, как птицам высоко
Над этим миром”.
На этих словах используется “запретный” прием вылета главной героини за пределы кадра - остаются только ноги. Что может быть красноречивее?
А на кульминационной строке “Сон во сне” между третьим и четвертым куплетом - прерывистый мигающий монтаж, резкая смена цветофильтров. Да, так мы ощущаем себя в моменты пробуждения, в пограничном состоянии между сном и явью. “Нолановские” уровни сна, переведенные на другой киноязык - Ирины Мироновой.
Жизнь артиста - это в какой-то мере сон - другая, трансцендентальная реальность, недоступная опыту большинства. А всевозможные образы, ипостаси, сопровождающие выбранный творческий путь - “сон во сне”. В самом этом понятии вновь зашифровано понятие цикла: спирали и ее витков.
Появление в клипе дочери Кристины Орбакайте Клавдии Земцовой - главный, пожалуй, сюрприз для фанатов. И в нем зашифрован не только мотив преемственности поколений. Опять же, цикличность - сквозной мотив всего видео, связующий элемент сюжета. Новая творческая жизнь, энергия молодости и таланта. Продолжение вектора своей мамы, но не повторение его, а свой уникальный путь. Недаром вторую жизнь на Клаве обрел и костюм Кристины из клипа “Солнце” (тоже снят Ириной Мироновой) - струящееся платье с развевающимися рукавами-крыльями.
У Клавдии в клипе всего два костюма - и это тоже замысел. Она еще не прошла весь путь, пройденный мамой - и нарядов, соответственно, в два раза меньше. Черное платье с маленькими шифоновыми рукавами-крылышками - первый полет, осознание себя в жизни. А зеленые размашистые “крылья” - метафора обретения себя. И многие жизненные этапы еще только предстоит пройти...
При этом на протяжении всего клипа преобладает композиция кадра с Кристиной Орбакайте по центру - обозначена ее главная роль.
Где-то мы это уже слышали. Музыкальное видео стало органичным продолжением арт-фильма “Кристина Орбакайте. Главная роль”. Там впервые прозвучали фрагменты песни, появился даже образ из клипа (в бежевом костюме). “Это маркетинговый ход, что может быть лучше, чем тизер в фильме для Первого канала”, - подумает скептик. Может и так, но основная цель этой связи - творческая, а не коммерческая. Фильм к 50-летию Кристины Орбакайте задумывался как
промежуточный итог жизни и карьеры певицы и в то же время новый трамплин для старта. И над ним, как и над клипом, работал тандем матери и дочери: автор идеи и режиссер Ирина Миронова, а режиссер монтажа ее дочь - Дарья Грушевская. Преемственность творческих поколений в квадрате.
Клип и фильм неотделимы, как сообщающиеся сосуды. Еще одно выражение мотива цикла: старое дает начало новому.
“Сон во сне” стал закономерным венцом и в творческом пересечении судеб Ирины Мироновой и Кристины Орбакайте. Новый клип “зеркалит” их первую совместную работу - музыкальное видео “Перелетная птица”. Хореография, костюм, перезапуск визуального образа Кристины, водораздел нового и старого периода… В кадре два героя - один из них значимый человек в жизни Кристины. В “Перелетной птице” это был бывший супруг Владимир Пресняков, а в клипе “Сон во сне” - дочь Клавдия Земцова. Преемственность прослеживается на всех уровнях - но только отнюдь не копирование, а новый виток, перифраз.
Плацдарм для творчества расчищен, все наносное убрано: в арсенале художника лишь детали и отсылки. Клип “Сон во сне” - пример того, когда “низкобюждетность” возводится в ранг искусства. Она становится самостоятельным художественным приемом, намеренным самоограничением - во имя смысла.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.