Наш гость сегодня - Евгений Владиславович Вандалковский, Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Института современного искусства, идейный вдохновитель создания «Академии Праздничной культуры».
- Евгений Владиславович, какой тайный смысл Вы вкладываете в понятие «Искусство праздника»?
- Совсем не тайный. (Смеётся.) Дело в том, что сейчас большинство праздничных мероприятий и театрализованных представлений, посвященных тому или иному событию никакого отношения к искусству не имеют. Чаще всего это набор «звезд» эстрады объединенных в «порядок номеров» и всё. Я не хочу обидеть наших уважаемых исполнителей, я хочу сказать о другом. Любое праздничное мероприятие должно нести не только мысль о теме праздника, но и предлагать образное видение события, выражать какую-то метафору. Только в этом случае мы можем считать представление актом искусства! Как зритель может прочувствовать важность и глубину события, если ничто не заставит его радоваться и сопереживать, если не будет признаков искусства в действе?
- Но ведь, если со сцены звучат радостные мелодии, зрители тоже радуются! Или, если звучат смешные шутки, все смеются. Так же и грустная песня заставляет людей плакать... Все-равно Вы не считаете это искусством?
- Каждый номер в отдельности вполне может претендовать на уровень искусства, а праздник неумело слепленный из хороших номеров может стать анти-праздником, примером безвкусицы и нелепости. В кино, если собрать мировых звезд в один фильм, можно снять хороший фильм, а чаще плохой. Почему чаще плохой? Потому, что сама мысль – собрать всех звезд – уже не из категории искусства, а из разряда спекуляций. Сначала художник, я имею ввиду режиссера или сценариста, должен думать о невероятных эмоциях, которые вызовет его представление у зрителя, а уже потом о средствах для достижения своей художественной цели. Артисты – это только часть тех выразительных средств, которые понадобятся режиссеру для воплощения замысла.
- А как Академия Праздничной Культуры, вдохновителем создания которой Вы являетесь, заставит режиссеров думать об искусстве в первую очередь, а уже потом о деньгах?
- Хороший вопрос! Я думаю никак не заставит. А вот растревожить, разбудить может. Научить художников стремлению к искусству в каждой своей работе – это один из наших главных приоритетов. Ведь почему культура праздника так деградировала? Именно потому, что здесь стали преобладать люди далекие от искусства, люди случайные.
- Но и в Академию могут прийти люди случайные?
- Не могут. То есть прийти конечно могут, но остаться вряд-ли. Дело в том, что Академия задумывалась, как объединение единомышленников, людей, для которых не безразлична судьба праздничной культуры в стране. Поэтому люди с иным мировоззрением просто пойдут своей дорогой. Без сомнения, семинары будут выявлять интересных и талантливых людей стремящихся реализовать себя в искусстве праздника. И мы будем только рады пополнению наших рядов такими личностями. Ну а те, кому будет не интересно, поймут что не туда попали. Это нормальный процесс.
- Но ведь в Академию можно вступить и без семинаров?
- Конечно можно! Если ты профессионал и уже посвятил себя искусству праздника – милости просим!
- Кстати, я очень удивилась, когда узнала, что Попечительский Совет Академии Праздничной Культуры возглавила Любовь Казарновская. Разве она имеет отношение к созданию праздников?
- Вы видели Любовь Юрьевну?
- Казарновскую?
- Да.
- Конечно видела.
- Ну и как она Вам?
- Ну она прекрасная певица... Вы не ответили на вопрос.
- Я отвечу... Любовь Казарновская – это человек-праздник! Я сейчас даже представить себе не могу кого-то, кто бы олицетворял Академию Праздничной Культуры лучше чем она! И она абсолютно наш человек. Её так же волнует состояние праздничной культуры в стране, как и всех нас. И Леонид Аркадьевич Якубович вошел в попечительский совет по той же причине, что и все остальные.
Праздничная культура в упадке и равнодушно на это смотреть нельзя!
- Ну может быть не всё так плохо? Ведь открытие Олимпийских Игр в Сочи было на довольно приличном уровне сделано...
- Вы абсолютно правы! Я бы сказал, что открытие и закрытие Игр в Сочи - это был праздник искусства! Меня беспокоит только тот факт, что из 12 основных специалистов создавших этот праздник, всего 3 русских фамилии... Один из этой тройки живет во Франции. Остается двое. Да к тому же все выразительные технические средства и сам стадион спроектирован не в России. А ведь специалисты есть и у нас. Проблема только в том, что у нас это всё не организовано, не систематизировано. Именно поэтому при Академии создается единая база резюме всех возможных специалистов в области организации праздников.
- Значит Открытие Чемпионата Мира по футболу в 2018-м году уже будем делать своими силами?
- Мы готовы хоть сегодня оказать содействие в подготовке мероприятия любого уровня. И чем дальше, тем более оперативно и профессионально сможет работать Академия. Потому, что мы постоянно набираем обороты. Осенью пройдут первые семинары. С начала следующего года начнем отбирать работы на присуждение премии «Прометей». Это будет профессиональная премия в области праздничного искусства. Я вижу, как Академия растёт и развивается. И это радует нас!
- Ну что же, хочется пожелать вам успехов в деле возрождения праздничной культуры и развития искусства праздника! И приходите к нам ещё!
- Огромное спасибо! Нам всем нужен праздник. Настоящий, искренний, без лжи и лицемерия. К этому мы и будем стремиться!
Пресс-служба "Академии Праздничной Культуры"