Итоги 41-го ММКФ: Тренинг личностного кинопросмотра

Новости

Итоги 41-го ММКФ: Тренинг личностного кинопросмотра

Итоги 41-го ММКФ: Тренинг личностного кинопросмотра

В Москве с 17 по 25 апреля прошёл 41-й Московский международный кинофестиваль, ставший относительно недавно ежегодным событием, проходящим на территории кинотеатра Октябрь, Центра Документального Кино и кинотеатра Иллюзион. В основной конкурс игрового кино вошли 13-ть картин из самых разных стран и жанров, весомое различие между которыми — общее качество каждой работы. Представителями основного жюри стали: корейский режиссёр Ким Кидук, турецкий режиссёр Семих Капланоглу, итальянский сценарист и режиссёр Валия Сантелла, российская актриса Ирина Апексимова и Мария Ярвенхельми, актриса из Финляндии. О самых интересных и громких лауреатах прямо сейчас и поговорим:

Победителем фестиваля стала казахская лента «Тренинг личностного роста» режиссёра Фархата Шарипова. Фильм поднимает очень острую и глубокую для рассуждения тему: моральный выбор человека. Главный герой картины по имени Канат — обычный клерк, страдающий от кризиса среднего возраста, он не разговаривает со своей дочерью и женой, ненавидящей бывшего мужа. Он давно уже перестал мечтать, для него нет смысла в жизни, но он хороший человек. Каждый его день — рутина, но всё меняется, когда в один день он встречает своего давнего друга Даника, успешного, в отличии от главного героя, бизнесмена. У Даника есть всё, о чем только можно мечтать: власть, деньги, связи, женщины. Вот только совести и морального кодекса у него нет, в отличии от Каната.  

«Тренинг личностного роста» — очень странный, на первый взгляд, но справедливый выбор жюри, поскольку, несмотря на свои явные недостатки, работа Шарипова во многом превосходит своих конкурентов. Как минимум по части режиссуры и тому, как режиссёр делает акценты на важных деталях при помощи камеры. История в фильме хоть слишком прямолинейна, но интерес к ней не пропадает, она заставляет задуматься после просмотра. Отдельно стоит выделить финал ленты, он настолько фальшивый и выбивающийся из всего остального фильма, что именно этим он и цепляет, он ровно такой, каким и должен быть.  

Работа Шарипова не так проста, как кажется на первый взгляд, ей нужно дать шанс очаровать своего зрителя. «Тренинг личностного роста» — стопроцентное авторское кино, далеко не лучший фильм из конкурсной программы 41-го ММКФ, но на фоне исключительно зрительских, типично-фестивальных и целиком и полностью развлекательных картин, работа Фархата Шарипова — наилучший вариант, достойный главного приза фестиваля.  

Вторая по важности награда ушла в руки китайского режиссёра Чжану Чи, чья лента «Жизнь морских обитателей» запомнилась членам жюри своим азиатским колоритом и антуражем. Самый медитативный и тягучий фильм из всей конкурсной программы, главная проблема которого лишь в том, что он активно старается сделать всё, чтобы показаться намного более глубоким и осмысленным произведением, чем есть на самом деле.  

В центре сюжета находится мужчина средних лет по имени Чжу, работающий актёром и имеющий всего одну цель в жизни - найти свою жену. Что именно с ней произошло, пропала она или просто ушла от главного героя, сюжет намеренно сохраняет в тайне вплоть до своего финала. Чжу, бросив все дела, на пароме прибывает на остров, на котором он когда-то познакомился со своей женой. На момент пребывания героя на острове, на нём царит мёртвый сезон, туристов почти нет, а на весь небольшой городок стоит всего один ночной клуб, где и собираются жители каждый вечер.  

Очень быстро путешествие главного героя начинает обретать мистический окрас, а сам фильм превращается в невыносимо рванное и скомканное зрелище. Стараясь добиться эффекта неизвестности, Чжан Чи построил с помощью нелинейного монтажа сюжетную структуру таким образом, чтобы действие постоянно перепрыгивало из прошлого в будущее, из него в настоящее, а затем снова в прошлое или будущее. Таким образом, весьма простенькая история в фильме начинает походить на головоломку, над которой, на самом деле, не очень хочется думать.  

Но осмысливать и понимать творящиеся на экране сюжетные нити, переплетающиеся с жизнью морских обитателей глубоко на дне, всё же приходится. Увы, но пока зритель ломает голову, внезапно картина сама раскрывает все свои карты, после чего наступает очень пресный и скучный финал. «Жизнь морских обитателей» захватывает своими визуальными находками и очень любопытным подходом режиссёра к раскрытию персонажей, но, к сожалению, смотреть её невыносимо скучно. Сложно сказать за какие заслуги, но факт остаётся фактом, «Жизнь морских обитателей» удостоилась получить в свою копилку наград Приз жюри 41-го ММКФ.  

Насчёт актёрских наград. «Пустота» — это чёрно-белая картина, находящаяся в производстве более 4-х лет, за которое режиссёр и продюсеры успели осознать все проблемы творчества. Забавно, что именно о нём они и снимали фильм, а если быть ещё конкретнее, то о пустоте внутри творца. Главный герой по имени Ээро успешный писатель, потерявший вдохновение и свой писательских талант где-то в браке, из-за чего он уже пять лет не в состоянии ничего написать. Каждый свой рабочий день он смотрит в экран ноутбука и всё, что он там видит - пустоту на первой странице своей книги.  

Исполнивший роль Ээро актёр Томми Коперла получивший приз от жюри за свою работу, однозначно заслужил её. Его персонаж невыразителен, спокоен, когда не нужно и чрезмерно импульсивен, когда его просят быть спокойным. Актёр прекрасно отыгрывает все тяготы творческого человека, опустившего руки и незнающего что и как он хочет создать на бумаге. Масло в огонь добавляет ещё и тот факт, что девушка Ээро становится популярной в Финляндии актрисой, тянувшей затем двоих на своём горбу, пока её любимый продолжает морально умирать из-за собственной творческой пустоты.  

Забавно, что конкуренцию Томми Корпелу составил российский актёр Алексей Вертков, с похожей ролью безразличного ко всему красногорского эгоистичного чиновника из фильма «Воскресенье». Но члены жюри остановили свой взгляд всё же на актёре из Финляндии, с чем его можно поздравить.  

Из всей конкурсной программы фестиваля сложно выделить фильм, чей просмотр был бы настолько же бесполезным, как потраченное время на иранскую картину «Моя жизнь на втором курсе». Конкретно эта картина вызывает больше всего негативных эмоций после своего просмотра исключительно потому, что она совершенно бессмысленная. Тема абьюза, жестокого отношение одного человека к другому стоит фундаментом всей картины, на котором авторы забыли построить сценарий, из-за чего он так и остался стоять пустым посреди душной атмосферы обречённости.  

«Моя жизнь на втором курсе» - самый слабый, незапоминающийся и попросту претенциозный фильм из всей основной конкурсной программы 41-го ММКФ. Трудно понять и вообще осмыслить, чем именно так покорила членов жюри Соха Ниасти, получившая награду. Опустим тот факт, что её героиня совершенно невыразительна, глупа и необоснованно жестока. Но вот закрыть глаза на актёрскую игру Соха Ниасти никак не получается. У неё на весь полуторачасовой фильм всего две эмоции: стыдливая радость и скованная злоба.  

Возможно, что членам жюри оказалась наиболее близка столь сердобольная история про девушку в коме, что они решили проигнорировать всех остальных номинанток. Видимо недостаточно слёз из-за страха было пролито артистами из фильма «День субботний», чтобы поразить справедливое жюри своей игрой. Зато всего одной неубедительной сцены, в которой главная героиня «Второго курса» пыталась выдавить из себя слёзы, чтобы вызвать жалость зрителя к себе, вполне хватило, чтобы получить главный приз 41-го ММКФ за лучшую женскую роль. 

Однако, не всё так плачевно с призами за актёрские заслуги, как могло показаться. Отдельно члены жюри выделили не нуждающегося в представлении Рэйфа Файнса за его третью режиссёрскую работу «Нуреев. Белый ворон».

«За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского», именно с этим почётным титулом Файнс и уехал к себе на родину, оставшись в неподдельном восторге от той теплоты, с которой российский зритель встретил его новую картину. Российскому зрителю пришлась по душе история Рудольфа Нуреева, воспринимающего танец, как искусство, реализоваться в котором ему мешала советская цензура, из-за чего о принял решение бежать из своей родной страны в Европу. Подробнее о фильме мы уже писали, поэтому не будет повторяться.

С очень большой грустью завершился 41-й Московский международный кинофестиваль. Но не от того, что далеко не все фильмы из конкурсной и внеконкурсной программ были не настолько качественны с художественной и технической точки зрения, чтобы иметь полноценную честь представлять лицо фестиваля, а скорее от того, что несмотря на всё он оставил больше положительных эмоций, чем негативных. Мы не прощаемся, а говорим: до новых встреч через год!

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь