«Как страшен мир - зло напролом идёт, а все молчат, воды набравши в рот!»: неукротимая жажда власти в блистательном спектакле «Ричард III» Театра им. Моссовета

Новости

«Как страшен мир - зло напролом идёт, а все молчат, воды набравши в рот!»: неукротимая жажда власти в блистательном спектакле «Ричард III» Театра им. Моссовета

«Как страшен мир - зло напролом идёт, а все молчат, воды набравши в рот!»: неукротимая жажда власти в блистательном спектакле «Ричард III» Театра им. Моссовета

С древних времён существования человечества людьми движет жажда власти: неукротимое желание управлять и оказывать решающее воздействие на события и других людей не поддаётся контролю, анализу и здравому смыслу, его невозможно обуздать или подчинить. Стремление к власти является центральной причиной всех войн и междоусобиц, мотивацией для преступлений и пороков. Как показывает история, власть является для многих гораздо более пленительным объектом желания, чем материальные блага. Жажда власти способна превратить в безумца даже самого рассудительного человека, заставить его отказаться от морально-нравственных норм и законов чести, но вот способна ли абсолютная власть и могущество принести счастье и гармонию своему обладателю? Едва ли…

Год назад, 13 сентября 2020 года, в Театре им. Моссовета состоялась премьера спектакля «Ричард III», постановка мгновенно стала театральным бестселлером и одним из самых ярких открытий сезона, можно не сомневаться, что спектакль ждёт долгая и насыщенная творческая жизнь.

Режиссёр-постановщик «Ричарда III» - Нина Чусова, в профессиональном арсенале которой множество знаменитых спектаклей и мюзиклов на сценах разных театров.

В творческой синергии с блистательными актёрами и талантливой постановочной группой Нина Чусова представила масштабную и драматичную сценическую версию легендарной пьесы Уильяма Шекспира, искусно и изящно синхронизировав разные жанры -  драмы, комедии, трагифарса и мюзикла.

«Ричард III» в Театре Моссовета - 3,5 часа динамичного, захватывающего, пронзительного действия, погружающего в средневековую Англию, у которой, как это ни парадоксально, много общего с современным миром: мы снова и снова убеждаемся в том, что человеческая личность с её соблазнами, страстями, сомнениями и стремлениями трансформируется с течением летописи времён гораздо медленнее, чем меняются государственные устройства и прогрессивные технологии.

В роли Ричарда III предстаёт Народный артист России Александр Домогаров.

Александр Юрьевич абсолютно заслуженно является в нашей стране одним из самых любимых и востребованных артистов, для него нет неподвластных образов и непостижимых горизонтов, каждому герою этот актёр отдаёт всего себя, растворяясь в нём. Роль кровавого тирана, безусловно, является бенефисной: сыграть Гамлета, Ричарда и Макбета мечтают многие актёры, но прожить этот образ на сцене, досконально  прочувствовав персонажа каждой клеточкой своего организма, получается далеко не у всех.

Александру Домогарову удаётся не играть, а жить: благодаря филигранному воплощению актёра Ричард оживает на сцене во всей палитре эмоций и многообразии чувств, в безграничном калейдоскопе контрастов, парадоксов и противоречий.

Воплощение зла, безжалостный убийца, для которого на пути к трону нет запретов и табу, семейных ценностей и моральных норм, Ричард - тонкий психолог, ловкий интриган и хитрый манипулятор. Несмотря на внешние изъяны (горб, отсутствие руки), герой наделён удивительным обаянием, потрясающим даром убеждения и мощной мужской харизмой.

Своей энергией Ричард убеждает ненавидящую и проклявшую его Королеву Анну (Юлия Хлынина/ Дарья Емельянова), отца и мужа которой он безжалостно убил, стать его женой. Игриво и кокетливо он доводит растерянную женщину до безумия и без сожаления избавляется от неё сразу, как она сделает свой крайний ход в шахматной партии Ричарда, фигуры в которой - человеческие жизни.

Цепью затейливых интриг одержимый властью деспот стравливает двух родных братьев.

Брат Кларенс (Марк Вдовин/ Владимир Андриянов) до последнего вздоха слепо верит в то, что Ричард - его друг. 

Король Эдуард IV (Сергей Виноградов/ Михаил Филиппов) до смертного одра не понимает - насколько хитроумён и коварен его юродивый брат на пути к королевскому престолу.

Королева Елизавета (Екатерина Гусева /Яна Львова) не поддаётся магическому дару убеждения Ричарда, но она бессильна против его искусных интриг и коварных деяний. А когда он поверженной Королеве предлагает вернуть свой титул и стать тёщей Короля (выдав за него свою маленькую дочь), кажется, на мгновение Елизавета даже даёт слабину и готова согласиться, но это лишь секундная слабость - её ненависть к Ричарду непоколебима и неизбывна. Елизавета  с такой болью и надрывом скорбит об убитых сыновьях, что в зале не могут сдержать слёзы даже мужчины.

Бекингем (Виталий Кищенко/Валерий Яременко) - настоящий дипломат и политик, он манёвренно ориентируется в ситуации, принимает сторону того, кого выгодно, кто наобещал ему знатные земли в награду за верность. Бекингем становится для Ричарда верной опорой и поддержкой, но, увы, заполучивший заветный трон и корону монарх не сдержит слово. Для таких, как Ричард Глостер, нет и не может быть друзей, а все соратники - временны.

Стенли (Дмитрий Щербина/Валерий Сторожик) - истинный аристократ, он сдержан и благороден.

«Но как бы не окрепшее единство, не обернулось крепкою враждою…»

Нина Чусова значительно сократила пьесу, в спектакле нет проходных ролей – каждый персонаж несёт определённую функциональную и смысловую нагрузку и вносит свою уникальную лепту в развитие действия.

Невероятно показательно и проникновенно выстроена мизансцена диалога Короля Ричарда с матерью, Герцогиней Йоркской, которую восхитительно воплощает Ольга Остроумова.

Женщина, породившая исчадье зла, которое уничтожило двух других её сыновей и безвинные детские души двух внуков, говорит с Ричардом мягко, но всем сердцем его ненавидит. Лаская «заигравшегося», рождённого в муках сына, она яростно и неистово проклинает его, а материнское проклятие, как известно, самое страшное. Возможно, именно оно становится той «точкой невозврата» в безумии тирана, с которой Ричарду уже нет пути назад.

Но, если посмотреть на другую сторону «медали», то неумолимо возникает мысль: может быть, Ричард стал таким, потому что его не любили в детстве? Потому что мать не считала горбатого «уродца» своим сыном? Потому что не воспринимала его всерьёз? У любого зла и жестокости есть природа происхождения, и, как показывает история человеческой цивилизации, очень часто «корень зла» произрастает из детских комплексов и обид, из незакрытых психотравм и юношеских ран, которые, словно нарыв, нагноились и взорвались. К сожалению, дети, которых не любили в детстве, часто превращаются во взрослых, которые не умеют любить. Спектакль Нины Чусовой напоминает нам и об этом.

Ричард, конечно, деспот и тиран, но в воплощении Александра Домогарова в некоторых моментах его становится искренне жаль, а значит, так или иначе пытаешься найти причину его жестокости, проанализировать мотивацию и понять природу происхождения зла.

Многогранные, объёмные и характерные герои, словно оркестровую партитуру, представляют публике историю о власти и совести, между которыми едва ли возможен компромисс.

Кстати, о музыке.

Рефреном переломные моменты сопровождает сцена, в которой Ричард играет на рояле. Екатерина Гусева, одна из ведущих актрис мюзиклов, проникновенно исполняет трагическую арию, адресованную убитым сыновьям, а придворные шут (Александр Емельянов/Олег Кузнецов) и музыкант (Александр Мотовилов/Елена Федотова) отвечают за другие музыкальные фрагменты, в том числе и гимны, органично интегрированные в спектакль.

Немного жаль, что Александр Домогаров, который обладает чарующим голосом и чудесно им владеет, в этом спектакле не поёт, но это объяснимо: не коррелируется провокатор Ричард с бархатным баритоном артиста. Если в диалогах голосовые интонации можно изменить, что актёр филигранно делает, то в песнях это бы выглядело карикатурно, а Ричард противоречив, но не карикатурен.

На сцене во всём многообразии, масштабе и великолепии кипят Шекспировские страсти.

Спустя несколько столетий с момента написания, актуальность и острота произведений Шекспира по-прежнему поражает, а ещё восхищает то, что в каждом шедевре мудрого драматурга завуалировано огромное количество смыслов, которые интерпретируются сквозь призму личностного восприятия и не имеют срока давности.

Сценография Владимира Ерешко, эклектичные костюмы Луизы Потаповой, музыка Александра Чевского, световое оформление Лены Перельман и хореография Игоря Оршуляка балансируют на грани эпох и стилей, на стыке средневековья и наших дней: время растворяется в сценическом пространстве и кружится в рандеву событий, страстей и соблазнов.

Сцена предвыборной агитации с листовками «лучшего кандидата» так напоминает современные избирательные кампании.

Роскошная мантия Короля Эдуарда, сотканная из лоскутов разных государств и фамильных гербов, небрежно накинута поверх нижнего белья. Обольстительны наряды Королевы Елизаветы, которая в безумном горе и изгнании не утратила гордость, благородство и стать. Образы Королевы Анны, напротив, порочны и экспрессивны, она бросает вызов миру и своим существованием, и внешним обликом.

Масштабные глыбы декораций, многие из которых напоминают огромные клетки или являются этими клетками, в геометрических плоскостях стремительно движутся по сцене, над ней монументально возвышается гигантская люстра из мечей, готовых в любой момент вонзиться в тела или придавить своей глыбой. Словно в небеса, вверх устремлена лестница, с которой на мир взирают его правители и властители. Возможно, что эта лестница - метафора перспектив и безраздельного могущества, с которой легко упасть в тёмную бездну страхов и неизвестности.

«Если хочешь жить хорошо, то должен обходиться без совести».

Для человека, попавшего в сети «власти» и узнавшего её вкус, как правило, нейтрализуются все другие аргументы, а понятия чести и совести вовсе нивелируются. Почему желание вершить историю и управлять судьбами одерживает верх над милосердием и состраданием, нейтрализует любовь, нежность, заставляет предавать, а порой и физически уничтожать ближайших родственников и друзей? Вопрос риторический.

Жестокость, алчность, расчётливость, маниакальная подозрительность являются характерными чертами всех тиранов. В конечном итоге, верным спутником для каждого из них является фатальное одиночество.

Абсолютная власть и Корона не подарила Ричарду вожделенного счастья и гармонии. В финале поверженный Властитель, проклятый всеми и одурманенный призраками убиенных по его приказу людей, сам ищет смерти, как спасение от земных мук.

«Как страшен мир - зло напролом идёт, а все молчат, воды набравши в рот», - одна из кульминационных фраз спектакля. С молчаливого согласия, смирения и повиновения многих, вершатся судьбы государств и народов.

Диалог на вечные темы Личности и Власти на легендарной сцене Театра им. Моссовета получился очень сильным, дарящим яркий спектр эмоций, оставляющим тонкий шлейф послевкусия и желание вспоминать о потрясающем театральном вечере, посвящённом человеку, который достиг абсолютной власти, но она оказалась иллюзорна и утопична.

«Боже, храни Короля!» В первую очередь, храни его от самого себя…

Ближайшие показы спектакля «Ричард III» - 30 сентября, 13, 24 октября.

 

В Средневековую Англию погружалась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - Елена Лапина, пресс-служба Театра им. Моссовета

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь