«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова – очень противоречивая фантасмагория, исследующая суть российского человека, его дух и ментальность, переплетённая с кафкианскими мотивами абсурда и эстетикой гипнотизирующей грязи. Это весьма многослойное кино, грубое и местами невыносимое, по жанру больше напоминающее slice of life (кухонный реализм), приправленный сюрреализмом, мистицизмом и эскапизмом, нежели привычную драму. Выделить основную идею «Петровых» получается с трудом, поскольку они представляют из себя как личное кино, наполненное воспоминаниями режиссёра, так и целый набор классических сцен из русской жизни. «Петровы в гриппе» – это калейдоскоп событий. Очень тяжёлый, болезненный, хмурый калейдоскоп, в котором, тем не менее, встречается тепло солнечного света, пробивающегося сквозь мрак нищеты, алкоголя и просроченного анальгина.
Как такового сюжета в фильме нет. Основанные на романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» не концентрируют своё внимание на конкретном главном герое. В картине Серебренникова центральную роль играет современная Россия в преддверии Нового года и её обитатели в лице автослесарей, библиотекарей, поэтов, алкоголиков-поэтов, представителей власти, артистов, художников, бездарных писателей, работяг и так далее. Список можно ещё продолжать и продолжать. Таким образом Серебренников в «Петровых» собрал весь современный российский колорит и фольклор в одном фильме. Как говорил сам режиссёр, все жители России и есть Петровы. Серебренников подобно литературному классику создаёт на экране образ несчастных женщин, право имеющих и дрожащих при виде насилия мужчин не ради художественной выразительности, а потому что именно такую картину мира он и видит за окном.
Россия глазами Серебренникова предстаёт вечно холодным тёмным царством, в котором на ряду с невежеством встречаются чудеса. Но в мире «Петровых» не лешие бродят, а ФСБ-шники по автобусам, распивающие водку с друзьями на гробах, больше напоминающие невиданных зверей, чем людей. Серебренников строит отношения между людьми сугубо функциональными – персонажи его фильма говорят буквально ни о чём, не раскрываясь друг друга. Таким образом Серебренников комментирует одну из главных проблем современного человека: люди разучились смотреть вглубь других людей. Люди перестали разговаривать друг с другом, слушать и понимать, а потому пытаются искать спасение в эскапизме, искусстве и алкоголе. Потому в «Петровых» Серебренников несколько раз показывает одно и то же событие с разных точек зрения, чтобы люди наконец-то поняли, что мир вокруг них намного больше и сложнее, чем им кажется.
Нельзя отдельно не выделить и попросту феноменальный актёрский ансамбль, собранный Кириллом Серебренниковым для «Петровых» словно каким-то волшебным способом. Несмотря на отсутствие центрального протагониста в истории, некоторые персонажи всё же чаще других появляются на экране. Например, Петров-старший в исполнении невероятно аутентичного, вечно сопливого и кашляющего почти каждую минуту Семёна Серзина (режиссёр «Человека из Подольска») – один из самых ярких и живых героев ленты. Жену Петрова со звериной страстью играет Чулпан Хаматова, горе-товарища Юрий Колокольников, мать из воспоминаний Варвара Шмыкова, а Юлия Пересильд появляется в образе несчастной Снегурочки, которая влюбляется в Юру Борисова, пока Юлия Ауг занимает роль вахтёрши в общежитии. Можно было бы отдельно сказать про каждого, но дабы не затягивать, лучше высказаться покороче и по делу: все играют на запредельном уровне, особенно Тимофей Трибунцев, появляющийся сразу в нескольких образах. Ложкой дёгтя в этом плане будет лишь Иван Дорн, который попросту не доигрывает до своих коллег по площадке, оставаясь в кадре собой – он просто хорошо произносит заученный текст, но никак не проживает его.
Следом за актёрским составом идёт невероятный технический уровень «Петровых», сделанных так, словно Кирилл Серебренников снимал блокбастер, а не авторскую драму. Удостоенный награды на Каннском кинофестивале за свою операторскую работу Владислав Опельянц («Уроки фарси») визуально кладёт всех своих коллег по цеху на лопатки одной 18-минутной однокадровой сценой, в которой камера движется по нескольким этажам за героями, сменяя интерьерные локации на уличные несколько раз. Операторская работа Опельянца – одна из лучших во всей истории современного российского кино, в которой драматургия изображения стоит выше красоты, но и не уступает ей в профессиональном плане. Хоть технически можно докапываться до местами заваленного горизонта или же встречающийся расфокуса, делать этого совершенно не хочется, поскольку Опельянц не просто создаёт на экране великолепные и монструозные кадры, а в первую очередь даёт режиссёру возможность высказаться. В «Петровых» визуальное пиршество не стоит выше художественной стороны, о чём, к сожалению, современные операторы забывают.
«Лучшая операторская работа та, которая идеально подходит той или иной истории» – Владислав Опельянц.
«Петровы в гриппе» – технически великолепный фильм, с мощнейшей режиссурой и потрясающими актёрами, с которым потягаться даже многомиллионные проекты могут с трудом. Каким бы противоречивым, эксцентричным или же неприятным для многих человеком не был Кирилл Серебренников, глуп будет тот зритель, отрицающий мастерство этого режиссёра. Даже в том, что ни одну сюжетную линию в «Петровых» Серебренников внятно не открывает и не закрывает, отчётливо видна сильная рука мощного режиссёра, существующего вне академических рамок. Ведь герои «Петровых» продолжают жить дальше после начала финальных титров. Серебренников переносит на экран живых людей, а не создаёт персонажей из умных учебников по драматургии. «Петровы» – сложное, многослойное, тягучее и изнуряющее кино о гиперболизированной России и о том, как тяжело в ней живётся русскому народу. Однако, несмотря на всю эту грязь и безысходность, в которую Серебренников окунает зрителя, «Петровы в гриппе» – это всё же очень светлое кино, злое снаружи, но доброе внутри. Ведь жизнь это не только про вечные страдания, боль и тлен – это ещё и про счастье, любовь и воспоминания из детства.
«Мёртвый не воскрес
Хворый не загнулся
Зрячий не ослеп
Спящий не проснулся
Весело стучали храбрые сердца...
Отряд не заметил потери бойца»
Оценка: 9 из 10
В прокате с 9 сентября
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции