Клип “Береги”: сай-фай-антиутопия от Ирины Мироновой

Новости

Клип “Береги”: сай-фай-антиутопия от Ирины Мироновой

Клип “Береги”: сай-фай-антиутопия от Ирины Мироновой

Объединить киберпанк, неонуар, сай-фай и меланхолик-поп кажется невозможным. Но задача оказалась по плечу маститому режиссеру-клипмейкеру Ирине Мироновой. С помощью камеры, света, цвета, мизансцен и уникального режиссерского видения она “написала” видео-антиутопию для молодого исполнителя Mark.Ovski. 6 апреля на телеканале RU.TV состоялась премьера его нового клипа «Береги».

В творческом арсенале Ирины Мироновой музыкальные видео для практически всех самых ярких звезд отечественной эстрады - от Аллы Пугачевой и Кристины Орбакайте до Би-2 и Дианы Арбениной. За 20 лет клипмейкер не растеряла “порох в пороховницах”, целиком и полностью находясь на волне зумеров.

Ирина Миронова сформировала визуальную эстетику Mark.Ovski. Она считает исполнителя арт-объектом и выстраивает вокруг него собственную вселенную, отталкиваясь от его уникальной айдентики. При этом в ход идут не только близкие молодежи образы, но и “реверансы” средневековой живописи, особенно в части пластики и построения кадра. Вы удивитесь, но в сценах танцев “чипированных роботами людей” можно заметить отсылки к готике, христианской живописи и творениям прерафаэлитов.

Клипмейкер держит руку на пульсе современных трендов. Может, это и есть ее “философский камень” - тот самый пресловутый секрет успеха. Популярность веб-сериалов и короткого метра, а также уклон на сюжетность безусловно отразились на эстетике клипов Mark.Ovski. По замыслу режиссера, его дебютное видео «Босиком» и “свежак” “Береги” представляют собой мини-сериал или кинофраншизу.

Действие первого видео разворачивается в 2120 году на космическом корабле “Москва”, дрейфующем на просторах космоса. Год спустя, в 2121-м все изменилось до неузнаваемости. Кажется, перед нами башни Москва-Сити, но это лишь предположение. Может, к тому моменту даже Урюпинск станет таким. Специалисты в области компьютерной графики перенесли нас на сто лет вперед, создав целый мир, которому бы позавидовал не только Московский Дептранс, но и Шанхай с Дубаем. CG здесь покруче, чем в “Аватаре” - космические корабли, звездолеты и “бэт-мобили” заполонили все небо. Если бы Ирине Мироновой доверили снять “Притяжение”, уверены, оно бы стало культовым фильмом, а не объектом для шуток..

Безусловно, на протяжении всего видео нас сопровождают отсылки к шедеврам кино и литературы. Если в первом клипе критики разглядели символизм “Криминального чтива” и “Титаника”, то в “Береги” есть своя экосистема референсов.

… Равнодушный голос диктора за кадром сообщает о бунте созданных человечеством роботов Био. “Они восстановили доступ к функциям в области аутентичных эмоций и чувств. Чудом уцелевшие люди время от времени совершали безуспешные попытки вернуть себе то, что потеряли уже кажется навсегда - самое человечное и и единственно главное чувство”, - говорит бесстрастный статист.

Что-то напоминает? Да это же перезагрузка знаменитого “Блейд-раннера”. В фильме Ридли Скотта “рукотворные” репликанты захотели избавиться от человеческого ига, не быть безвольными рабами. Их категорически не устраивала продолжительность жизни в четыре года, и они встали на путь борьбы. А как же отличить человека от репликанта? В фильме ответом на вопрос был знаменитый тест Войта-Кампфа на эмпатию.

В клипе Mark.Ovski вновь поднимается эта сложная этическая дилемма. Творение человека отбилось от рук: кто виноват и как людям не потерять себя из-за своих же ошибок? Мы несем ответственность и за себя и за тех, кого приручили или создали - этому учил и “Маленький принц”, и “Франкенштейн”. Все повторяется. Но роботам пока не подвластен весь спектр чувств землян: может, это последний шанс для человечества?

Позволим себе смелое заявление - клип “Береги” составит конкуренцию новом фильму “Бегущий по лезвию 2049“ от Дени Вильнева. Конечно, гений канадского фантаста неоспорим, но Ирина Миронова, возможно, точнее уловила “дух” культового оригинала. В то же время ее видео отвечает и “болям” современного общества. В фокусе - страх утраты любви и эмоций в бешеном ритме жизни.

Все же у клипа есть есть коренное отличие от “Бегущего по лезвию” - там люди и репликанты держат равновесный баланс сил. А здесь человечество уже “потерпело поражение” и утратило свои позиции. Люди теперь изгои, прямо как в антиутопии Олдоса Хаксли “О дивный новый мир”, которая, кстати, недавно была экранизирована. Любовь для людей стала оружием, средством бунта, способностью выразить свою идентичность.

Визуальные эффекты в клипе “Береги” полностью отвечают “золотому стандарту” техноутопии. Четкая геометрия кадра, симметрия, вертикали и горизонтали, безупречно выстроенная перспектива - сродни “Космической одиссее 2001 года” Стэнли Кубрика и “Солярису” Андрея Тарковского. Здание из стекла из бетона, поделенное на зоны - пространственные решения напоминают одну из заключительных сцен встречи двух противостоящих героев фильма “Олдбой”.

Мир делится на своих и чужих благодаря цветовому контрасту. Естественный тон человеческой кожи в противовес серости и металлу, характерным для мира “холоднокровных” роботов. Ну и конечно же футуристическая мода и современный визаж стали тем самым “заключительным пазлом” для целостной картины.

Сам же герой Mark.Ovski наделен духом бунтарства. Он схвачен “полицаями”, но не хочет становиться роботом, не потерпит разлуки с любимой и не даст подчинить свою волю. Сила его любви преодолевает страх, оживляет замерших “чипированных людей” и разрушает весь этот кибермир. Он выгорает дотла. Все действо могло бы закончиться сценой из “Бойцовского клуба”. На фоне панорамных окон с видом на старый мир Mark.Ovski остался бы со своей возлюбленной и произнес бы эпохальную фразу: "Мы встретились в странный период моей жизни".

Но все не так предсказуемо: клип венчает парадоксальная развязка. Оказывается, главные герои - обычные студенты. Сердце Mark.Ovski замерло - он увидел свою “краш-девушку” с другим. И неужели настолько далеко “забрел” в свои мысли, ушел в себя, что привиделось? Эта самая очевидная версия. Но все же первый клип намекает и на возможное альтернативное развитие событий, где кибервселенная все же существует или существовала. Быть может, после глобального пожара мир вернулся в прошлое - еще до нашествия роботов. А вдруг наш главный герой попал в созданную роботами “Матрицу” и думает, что он обычный студент и свободен?

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь