Наверное, сейчас уже мало кто знает, но в средние века католическая церковь музыкальные инструменты причисляла к дьявольским атрибутам, а музыка ассоциировалась с магией и колдовством. Связанно это с корнями, уходящими в язычество и шаманизм. Наиболее дьявольскую репутацию из всех музыкальных инструментов имела скрипка. Именно скрипачей первых обвиняли в том, что они ради славы и успеха отдавали душу дьяволу. Среди таких был и гениальный, всемирно известный виртуоз Никколо Паганини. Его имя связано с многочисленными легендами и мифами. Чего ему только не приписывали его современники: и копыта, и крылья, и то, что сам дьявол водил смычком по струнам его скрипки, и многое, многое другое. Несомненно и бесспорно лишь одно: Паганини обладал уникальным, неповторимым даром, особенным умением звукоизвлечения, мгновенно очаровывающим слушателей, что, естественно, не могло не вызывать зависти коллег.
После смерти музыкант был объявлен еретиком, и на погребение его тела в освящённой земле был наложен запрет. Только спустя 56 лет останки Паганини упокоились на кладбище. А техника игры Паганини и по сей день остаётся великой загадкой.Так кто же он? Ангел? Бес? Человек или сам дьявол?
Вся его жизнь - это гениальное музыкальное путешествие, страницы которого до сих прикрыты таинственным флером, а некоторые периоды жизни словно стерты. И несмотря на огромную популярность, личность Паганини остается в тени окутавших его вымыслов.
Приоткрыть завесу и погрузиться в малоизвестный период отшельничества, а также порассуждать об истоках таланта можно благодаря мистической постановке в стиле рок "Паганини" руководителя Театра пластики и драмы, актера, хореографа и режиссера Александра Бабенко.
Поставленный по пьесе В. Балашова в сценической обработке В. Анисимова спектакль в наступающем году отметит свой 10-летный юбилей. За эти годы спектакль обрел своих постоянных преданных зрителей и продолжает покорять театральное сообщество своим неуемным драйвом, стилем, роковым звучанием, выразительной актерской игрой, головокружительной пластикой и захватывающим сюжетом.
Вот и в минувший понедельник зал Московского культурного центра Строгино был неизменно полон.
Соприкосновение с легендой и гением великого музыканта, тайны и судьбоносные хитросплетения в сопровождение живой рок-группы, всеми узнаваемые и любимые хиты культовой рок-группы "Ария", невероятно лаконично вписанные в канву сюжета, оставляют глубочайшее впечатление и истинное наслаждение от сопричастности к театральному чуду.
На сцене в этот вечер бушевал нешуточный ураган яростных страстей. Смертоносная схватка творца и его заклятого друга, с ума сводящая зависть и ненависть против предназначения и любви.
Какими бы сложными и витиеватыми путями ни вела человека судьба, свой главный и единственный выбор каждый делает сам. Иногда для этого нужно на время сойти с марафонской дистанции, оглядеться вокруг, окунуться во что-то невыносимо чарующе прекрасное, столкнуться с тем, что в разрез противоречит сути бытия, чтобы неистово и отчаянно продолжить, несмотря ни на что, отстаивать свое право быть самим собой.
Так, ища вдохновения и вскрывая новые грани своего дара, Паганини (Александр Бабенко) оставляет концертную деятельность и бросается в омут приключений, скрываясь под чужим именем. В Тоскане он встречает молодую вдову Беатричи (Елена Воронова). Сотканная из света и любви, дарящая крылья и легкость музыканту, она становится для него намного больше, чем просто любимой женщиной. Она снимает с его глаз пелену, проявляя новые ослепительные краски, вскрывая и по-новому настраивая эмоции, ощущения и все нутро музыканта.
Трогательные, чувственные, будто парящие, они буквально тают в руках друг друга, растворяясь и наполняясь живительной энергией, светясь и искря настолько сильно, что это чрезвычайно привлекает внимание.
Бывший однокурсник Паганини, скрипач, не добившийся успеха, а ныне аббат Винченцо (Дмитрий Бозин), словно хищный свирепый беркут, он выслеживает свою давнюю долгожданную добычу. Ведущий проповеди - духовный отец для своих прихожан, в том числе и Беатриче, он не может смириться с собственными неудачами, не способен погасить в своей душе сжигающее пламя злобы, досады и ревность к мастерству соперника. Месть и неимоверное желание превосходства берут вверх и застилают свет, повергая во мрак святого отца.
Разительна сила, скрытая в соперниках. Один - творец, величие его и мощь в его даре, энергия его первооснова. Второй берет себе в компаньоны ложь, отрекаясь от тех заповедей, что проповедует также легко, как когда-то от скрипки. Отступник, он попадает в плен собственного отчаяния, одержимый и безвольный. Он служит свою черную мессу.
Как плюс и минус, как день и ночь, разразился неизбежный поединок света и тьмы. Невидимыми разрядами метали в дуэли Винченцо и Паганини. Дьявольская игра аббата, изворотливость, угрозы и шантаж против искренности чувств музыканта. Пластичные, точно невесомые Артисты, выкручивающие акробатические комбинации, словно живые стихии, обрушивались друг на друга вновь и вновь, заставляя замирать и вздрагивать от нервного напряжения завороженных зрителей.
Музыка и свет, как верные секунданты, вели эту битву, доводя накал до взрывоопасного и раскаленного апофеоза.
Где спасительный аккорд сыграла Беатричи - Мадонна, дарящая любовь и жизнь, переломившая ход всей битвы. Своей жертвенностью, смелостью, преданностью и верой ей удалось найти единственно возможный выход для Паганини.
Музыка - исключительный и негасимый источник жизни скрипача. Его таинственная, нечеловеческая игра - это полное, одержимое слияние с инструментом. Та магия, которую невозможно погасить, скрыть или бесследно уничтожить. С ней он, словно восстав и воспылав праведным неистовым гневом, обезоружив, поверг противника, не оставив ему и шанса возразить. Тьма отступила перед открытой душой и пылающим сердцем гениального скрипача.
Его служение, его дар - та сила, что может или возвысить, подарив бессмертие, или обречь на вечное проклятье.
"Пусть каждый сам находит дорогу,
Мой путь будет в сотню раз длинней,
Но не виню ни чёрта, ни Бога,
За всё платить придётся мне." (Гр. Ария "Осколок льда")
Успех, аплодисменты и имя, вошедшее в историю, ни на кого не похожий гений, подаривший миру свое уникальное искусство. Чем ему пришлось заплатить и чем пожертвовать - неизвестно никому. Но он до последнего был предан и рьяно служил своему предназначению, возможно, именно в этом и есть спасение души Творца.
Спасибо команде рок-спектакля "Паганини" за трепетно создаваемое чудо, благодаря которому каждый зритель может прикоснуться и погрузиться к великому дару Маэстро Никколо Паганини.
И пусть его музыка вновь и вновь покоряет сердца, будоража воображение и разжигая огонь в людских сердцах.
Магию в этот вечер на сцене творили:
Паганини -Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" и дважды лауреат ГРАН-ПРИ международного театрального форума "Золотой Витязь" Александр Бабенко
Беатриче - Елена Воронова
Святой отец Винченцо - Заслуженный Артист России Дмитрий Бозин
группа «Рок-театр»:
Антон Родников — гитара,
Алексей Есьман — гитара, вокал,
Дмитрий Аман — бас гитара,
Софья Панина — клавишные,
Михаил Чеканов — ударные, бэк-вокал
25 января 2025 года, в День рождения Владимира Семеновича Высоцкого, Театр пластики и драмы Александра Бабенко, при участии группы Рок-Театр представит Рок-перформанс "Наш Высоцкий-без лишних слов..." Любимые стихи и песни Владимира Семеновича, посвящение любимому актеру, поэту, певцу, композитору, человеку! Не пропустите! https://stroginocc.ru/afisha/1289/
Автор текста и фотографий - Павлухина Елена