Концерт «Франция и Россия. Беседы муз»

Новости

Концерт «Франция и Россия. Беседы муз»

Концерт «Франция и Россия. Беседы муз»

В канун международного женского дня в художественном пространстве Ile Theleme «давали» необычный творческий вечер солисты «Екатерины Великой». Они исполнили увертюры из опер, а так же читали стихи на французском и русском языках. В антракте гостям был представлен барочный буфет Cookery Lost Club с разнообразными закусками в виде горошка под соусом Бешамел, необыкновенный паштет, мясные закуски, пироги, запеченная груша, а на десерт - мороженное. И все это по рецептам XVlll века, времен Петра l.

Франция Людовика XIV стала для Петровской России образцом для построения культурной политики. Монарх во французской модели был не просто «министром культуры», но сам должен был быть и артистом, и произведением искусства. Идеал монарха как совершенного человека (в понимании XVIII века, конечно) наиболее ярко воплотился в России в образе Екатерины Великой. Однако и Петр I, познакомивший Россию с барочной Францией, и Анна Иоанновна, и Петр III были среди лучших представителей барочной аристократии. Закончили эту линию уже Павел I и Александр I.

Как влияла аристократия на культуру? В первую очередь, покровительствуя артистам. Одним из первых популярных светских поэтов в России стал Василий Тредиаковский, своим переводом романа Поля Тальмана «Езда в Остров Любви» заложивший основу всей русской лирической литературы. Переводы басен Лафонтена были замечательной школой для большинства русских поэтов XVIII века.

Французская опера стала завоевывать популярность в России одновременно с вхождением в аристократический обиход французского языка. Уже Павел Петрович, будучи великим князем, заказывает Дмитрию Бортнянскому, вернувшемуся из Италии, не итальянские оперы, а французские.

К концу XVIII века жанры начинают смешиваться, появляются русские редакции иностранных опер. Например, «Севильский цирюльник» Паизиелло мог одновременно ставиться в разных театрах как итальянская, французская и русская опера. Отличие таких переводов от оперной практики XX века — стилистическая корректность и существенное редактирование музыкального текста. Так, например, в театре Николая Шереметева мужская роль Колена (тенор) в опере «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо была переделана для Прасковьи Жемчуговой.

В программе концерт «Франция и Россия. Беседы муз» в Île Thélème прозвучали: Charles-HubertGervais, Увертюра к опере Hypermnestra (на премьере которой в Версале присутствовал Петр I); PaulTallemant/ Василий Тредиаковский;  Поэтические фрагменты из романа Voyagedel'Isled'Amour / Езда в Остров Любви LuigiMadonis Соната для скрипки и бассоконтинуо соль мажор (Париж, 1732);  Дмитрий Бортнянский Ария Эльвиры из I действия оперы LeFaucon; Четыре басни о Вороне и Лисе JeandeLaFontaine, Василий Тредиаковский, Александр Сумароков. Иван Крылов;  AndréErnestModesteGrétry Ария Лоретты из оперы RichardCœur-de-Lion; Jean-Jacques Rousseau Сценаизоперы Le Devin du Village
1. В оригинальной французской версии
2. В русской версии театра графа Николая Шереметева.

«Солисты Екатерины Великой»: Юлий Хотай — сопрано
Данила Ведерников — барочный актер Андрей Пенюгин — скрипка
Юлия Гайколова — скрипка Константин Яковлев — фагот Ирина Шнеерова — клавесин.

Колуарность зала, практически домашняя обстановка, декорации и антураж  XVlll века, уникальные блюда того же периода и невероятная музыка – все это и есть пространство Île Thélème с его гениальными артистами.

Наталья Логинова.

Фото – Молоткова Мария.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь