Криптоискусство и разделение картин на пиксели: как технологии меняют художественные произведения, а главное – зачем?

Новости

Криптоискусство и разделение картин на пиксели: как технологии меняют художественные произведения, а главное – зачем?

Криптоискусство и разделение картин на пиксели: как технологии меняют художественные произведения, а главное – зачем?

26 ноября состоялась дискуссия Открытого лектория «Культура 2.0» – «Блокчейн в искусстве: вдохновение технологиями». Художники и исследователи из четырех стран обсудили инновационные форматы: от пиксельных картин до блокчейн-платформ по продаже и сертификации произведений. Дискуссия о связи искусства и технологий прошла в онлайн-формате, запись трансляции доступна всем желающим на официальном сайте Форума и в сообществе ВКонтакте.

«Культура 2.0» – специальный дискуссионный проект и ключевой блок образовательной программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мероприятия Открытого лектория проводятся на протяжении всего года, а в этом году часть дискуссий состоялась в онлайн-формате, что позволило значительно расширить аудиторию участников и зрителей.

Спикерами дискуссии о блокчейне и роботизации в искусстве стали художники Марк Берн (Швейцария) и София Креспо (Германия), основатель творческой лаборатории Snark.art Михаил Либман (США), основательница Kate Vass Galerie Кейт Васильева (Швейцария), главный исполнительный директор блокчейн-платформы Verisart Роберт Нортон (Великобритания).

Блокчейн в последние годы становится достаточно популярной технологией, часто его используют для контроля финансовых операций или ведения объемной документации. Идея в том, что информация о целом произведении хранится в отдельных блоках и может быть распределена на тысячи компьютеров,  так она защищена от повреждений и мошенничества. Актуальное искусство отражает самые современные тенденции, поэтому не удивительно, что блокчейн стал инструментом в руках художников и привел к появлению нового направления.

«Мои кисти – это цифра, это нейронная сеть или программы машинного обучения… Когда компьютер воспроизводит картинку, он делает это с помощью пикселей, а детальнее они распадаются на цифры. Мне интересно, каким образом наш мозг складывает картинку обратно, воспринимает ее, это же работа нейронных связей. Вместо того чтобы просто рисовать на цифровом полотне, я задаю компьютеру определенный набор изображений, и он сам ищет закономерности и совмещает их в композицию», – рассказала о творческом процессе София Креспо. На дискуссии она привела пример своего проекта «Нейронный зоопарк»: художница фактически работала вместе с искусственным интеллектом и создала изображения цветов и животных, которых нет в природе.

Марк Берн называет себя пиксельным художником, он рассказал о том, что заинтересовался идеей создания цифровых произведений в начале 2000-х: «В то время компьютеры еще не были частью нашей жизни, и я был очарован возможностями создания произведений искусства с помощью новых электронных инструментов». Последние 20 лет Марк ведет бизнес в интернете и занимается исследованием методов обработки цифровых изображений.

Инновационные технологии применяются не только в творчестве. Блокчейн становится мощным двигателем индустрии искусств, его используют для проверки подлинности произведений, их сертификации, разработки надежной системы продажи картин. Роберт Нортон как создатель первой блокчейн-платформы для сертификации произведений искусства подтвердил, что технология делает систему ценообразования на рынке более прозрачной, защищает художников от плагиата, а покупателей от подделок и краж произведений.

Участники обсудили, какие еще фантазии может воплотить в жизнь блокчейн, например, идею коллективного владения произведением искусства. Купить кусочек полотна вместо целой картины кажется абсурдом, а если мы говорим о цифре и пикселях? С помощью блокчейна художники могут разделить свое произведение на токены (фракции) и продать их разным коллекционерам. Каждый будет владеть только своей фракцией, что выйдет значительно дешевле полного произведения. Михаил Либман привел пример цифровой работы Ив Сассман  89 seconds Atomized. Художница создала видео по мотивам известной картины Диего Веласкеса «Менины», а затем разделила его на более чем 2000 видеофрагментов и продала. Каждый коллекционер может в любой момент с помощью smart-контракта арендовать фрагменты у других владельцев и воссоздать полное произведение видеоискусства на 24 часа.

В дивном новом мире существуют свои цифровые галереи, Кейт Васильева подчеркнула, что галеристы как посредники между творцами и коллекционерами должны хорошо разбираться во всех тенденциях: «В мире искусства в 21 веке, мы должны оставаться на гребне волны и быть в курсе всех самых совершенных и инновационных технологий: GAN (генеративно-состязательная сеть), цифровые системы, искусственный интеллект. Галерея должна использовать технологии для сохранения безопасности и чистоты сделок, учета происхождения картин, файлов и видео. С помощью блокчейна мы можем бороться с подделками в цифровом искусстве и искать этичные способы оплаты труда цифровых художников».

Итогом дискуссии и предсказанием на будущее прозвучали слова Михаила Либмана«Надо ли людям знать, как работает блокчейн? Не обязательно. Мы до конца не понимаем, как работает интернет, но это не мешает им пользоваться. Это просто технология, которая делает цифровой опыт художников более безопасным, а сделки прозрачными. Сейчас мы в начале пути, но блокчейн развивается, и арт-среда не будет игнорировать технологии, они станут 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь