Культурную революцию и законодательство в музеях обсудили на петербургском культурном форуме

Новости

Культурную революцию и законодательство в музеях обсудили на петербургском культурном форуме

25.11.2018
Культурную революцию и законодательство в музеях обсудили на петербургском культурном форуме

 
В этом году работа секции «Музеи и выставочные проекты» на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме была посвящена музейному законодательству в России и за рубежом, инклюзивным практикам и доступности коллекций, новизне современного искусства и геральдике в повседневной жизни. Также в рамках Форума открылось множество выставок, рассказывающих о современном и историческом наследии.

В этом году секцию традиционно возглавлял генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Работа секции началась 14 ноября: в Государственном Эрмитаже состоялось Общее собрание Союза музеев России. Собрание открыла церемония подписания договоров о сотрудничестве между Музеем Мирового океана и Научно-исследовательским музеем при Российской Академии художеств, между Санкт-Петербургским горным университетом и Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и ряда других соглашений.

На Общем собрании Союза музеев России обсудили актуальные вопросы: авторские права и доступ к каталогам музеев, разработку критериев эффективности музеев, таможенное оформление ввозимых в страну экспонатов. В рамках этого заседания эксперты одобрили «Стратегию развития музеев до 2030 года», подготовленную Союзом музеев России по предложению Министерства культуры Российской Федерации. Это важный шаг на пути к разработке нового законодательства о культуре, которое готовится по распоряжению Президента России.

В Главном штабе Эрмитажа прошел круглый стол «Музеи и закон», посвященный проблемам взаимодействия музеев и законов, а также возможным путям их решения. Специалисты отметили, какие законы создают препятствия музеям или, наоборот, дают привилегии, и как музейное сообщество влияет на законодательство.

«Когда мы составляли очередной список вредоносных для культуры законов, я удивилась, насколько он обширный. В какой-то момент культура была брошена на произвол. Основная цель наших дискуссий — сформулировать и вывести в публичную плоскость наши потребности, чтобы власти понимали, как нам надо помогать», — рассказала начальник Юридической службы Эрмитажа Марина Цыгулёва.

Круглый стол «Южный берег Крыма — территория всемирного наследия», организованный Фондом имени Д. С. Лихачева и Государственным Эрмитажем, прошел 15 ноября. Выступающие отметили, что Южный берег Крыма — исключительный комплекс, где сконцентрированы различные культуры, эпохи и свидетельства деятельности многих народов. Он может встать в ряд со знаменитыми на весь мир побережьями, однако для этого необходимо принимать комплексные меры его защиты. Главной проблемой Южного берега ученые единогласно назвали агрессивное коммерческое строительство, которое наносит вред культурному ландшафту.

Накануне, 14 ноября, прошла большая научная конференция о Южном береге Крыма. Завершилась серия мероприятий, посвященных Крыму, открытием фотовыставки «Культурное наследие Южного берега Крыма и его хранители», где представлены 35 пейзажей Южного берега и 15 фотопортретов его «хранителей» — историков, музейщиков, ландшафтных архитекторов, виноделов. Экспозицию открыл руководитель секции «Музеи и выставочные проекты», генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. После церемонии представитель Никитского ботанического сада преподнес директору музея букет специально выведенных белых хризантем. Новый сорт крымские селекционеры назвали соответствующе — «Эрмитаж».

Заслуживает внимания круглый стол «Инклюзивные практики в музеях», состоявшийся в Зале Совета Эрмитажа. Двенадцать докладчиков из российских и зарубежных музеев представили свои новейшие проекты, связанные с доступностью музеев. Специалисты говорили о взаимоотношении понятий «инклюзия» и «доступность», роли музеев в развитии инклюзивного общества. На круглом столе «Музеи и доступность коллекций» обсуждалось создание и развитие филиалов и музеев-спутников. Тема расширения доступности коллекций как географически, так и в развитии инклюзивных практик стала одной из центральных на сессии. Спикерами дискуссии выступили представители музеев России, Италии, Германии, Испании и Объединенных Арабских Эмиратов.

Работу круглого стола модерировал Михаил Пиотровский: «В русском языке слово "доступность" имеет два смысла: с одной стороны, это значит, что двери открыты, и вы всегда можете посмотреть картины. С другой стороны, если мы открыли двери для людей, которые не понимают, что им показывают, — это пустое дело. Мы будем говорить о музейных филиалах, о доступе для разных категорий посетителей, у которых разные потребности, и об образовательных программах, которые делают коллекции понятными».

На семинаре «Геральдика в повседневной жизни» участники обсудили тему проникновения геральдических символов в корпоративную культуру организаций и говорили о том, как «язык знаков» проявляется в церкви, какое место занимает в молодежной культуре и спорте. Оживленная дискуссия возникла при обсуждении взаимодействия геральдики и графического дизайна.

Традиционный для Форума интеллектуальный марафон в этом году был посвящен теме «Здесь и сейчас. Насколько современно современное искусство?!». Марафон затронул глобальный вопрос — какова роль слова «современное» в словосочетании «современное искусство» в нынешнем контексте, в актуальной на 2018 год повестке. Ведущие художники и теоретики обсудили связь контекста современного общества с процессами, происходящими в культуре, а также изменения закрепившихся представлений о том, что такое современность в искусстве.

Одной из стран-гостей VII Санкт-Петербургского международного культурного форума стала Италия, которой в рамках секции «Музеи и выставочные проекты» был посвящен целый ряд событий. На круглом столе «Итальянская культурная революция» обсуждались изменения в итальянском музейном законодательстве. В 2014 году в Италии началось проведение музейных реформ, призванных оживить культурные институции страны. В результате музеи получили особую автономию, а пост директоров 20 крупнейших государственных музеев страны заняли иностранцы.

«Итальянские коллеги сегодня рассказали о своих впечатляющих достижениях — это итог того, что музеям дали свободу. Мы следим за тем, что происходит, в частности, через наши совместные проекты. Наш проект с Египетским музеем в Турине позволил не только понять те новые приемы, которые применяются в Египетском музее, но и откликнуться на их неординарные инициативы, которые нуждались в некоторой поддержке. Также мы с громадным интересом участвуем в итальянской музейной революции и пожинаем ее плоды», — рассказал Михаил Пиотровский.

В рамках «итальянской программы» секции в дни Форума в Эрмитаже открылись три выставки. Выставка «К 500-летию со дня рождения Якопо Тинторетто. Два портрета из собрания Музея Коррер — Галерей Венецианской академии» позволяет увидеть портреты, которые составляют значительную часть творческого наследия Якопо Робусти, прозванного Тинторетто, — одного из самых выдающихся живописцев Ренессанса. Он нередко создавал портреты высокопоставленных чиновников и магистратов Венеции — к их числу относятся и два экспонируемых на выставке.

В Фойе Эрмитажного театра начала работать экспозиция «Неаполитанские композиторы при дворе Екатерины II. Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза», посвященная одной из интереснейших страниц в истории музыкальных контактов России и Италии периода правления Екатерины II. Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза были приглашены императрицей в Петербург в качестве капельмейстеров — придворных композиторов.

«Выставка очень наглядно показывает вклад Италии — в частности, Неаполя, — в культуру Санкт-Петербурга. Она посвящена неаполитанским композиторам, которые жили в Санкт-Петербурге и чьи произведения исполнялись в Эрмитажном театре. Поэтому здесь представлены их инструменты из Неаполитанской консерватории», — отметил заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов.

Выдающемуся архитектурному открытию посвящена выставка «Возрожденные из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума», на которой представлены экспонаты из древнеримских городов, погребенных в 79 году н. э. под слоем пепла в результате извержения Везувия. Экспозиция включает произведения римского искусства I века н. э. из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи — фрески, мраморную статую, бюст, камею и бронзовый кратер, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь