Известный лингвист заведующий лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Высшей школы экономики Максим Кронгауз стал членом седьмого состава Общественной палаты России по решению Президента страны.
Его научная карьера отличается изрядной последовательностью — окончив филфак МГУ и получив диплом лингвиста, Максим Кронгауз с тех пор чуть ли не каждый год одну за другой брал новые академические высоты. Он был среди основателей Института лингвистики РГГУ — одного из наиболее заметных центров изучения языков в постсоветской России.
В последние годы занимается в основном изучением современного русского языка. В 2007 году написал книгу «Русский язык на грани нервного срыва», где описал положение русского языка и его активные изменения в 1990–2000 годах. Многими эти трансформации воспринимаются как катастрофа, автор же постарался показать естественность этих процессов в мире. Регулярно публикует статьи в газетах и журналах, монографии, выступает на образовательных фестивалях, читает лекции школьникам и студентам.
Максим Кронгауз давно вышел за рамки академической науки. Он одним из первых стал заниматься популяризацией лингвистики, выступать с лекциями о русском языке и обсуждать проблемы русского языка, которые интересуют общество. Особое внимание уделяет развитию и воспитанию детей. За годы своей профессиональной деятельность им были написаны и изданы различные книги для детей разных возрастов, в том числе самых маленьких.
«Недавно я стал заниматься детской литературой, написал несколько сказок и выступаю с ними теперь, — рассказывает Кронгауз. — Для меня это новая область, и я получаю удовольствие от общения с маленькими детьми. Уже почти 30 лет назад я с коллегами организовал летнюю лингвистическую школу, там мы тоже общаемся и получаем удовольствие от общения со школьниками. Раньше больше общался со старшими школьниками, а сейчас с более маленькими, даже с начальной школой».
По мнению ученого-лингвиста, дистанционное обучение, на которое вынужденно перешли школьники и студенты в связи с коронавирусом, полностью не сможет заменить традиционные уроки и семинары. Однако он уверен, что в сложившейся ситуации есть и позитивные стороны.
«Я надеюсь, что период вынужденной изоляции не продлится долго, потому что это идет во вред человеческому общению. Но за это время должен быть совершен качественный технический скачок, поэтому качество дистанционного образования после периода коронавируса пойдет вверх. Даже сейчас, по прошествии нескольких месяцев, мы видим технический прогресс и удаленная учеба стала вполне комфортной для многих учащихся, прежде всего для студентов и старших школьников. Преподавателям пока тяжелее адаптироваться, у них много новых проблем. Но я уверен, что полученный опыт будет использоваться в дальнейшем и образование после карантина уже не будет прежним», — говорит он
Новую общественную работу Максим Кронгауз рассматривает как продолжение своей профессиональной деятельности, выделяя три основных направления.
Первое — это развитие языковой политики государства. «Считаю, это важное направление, — говорит Кронгауз. — Если мы говорим именно о русском языке, то здесь надо поддержать те мероприятия, которые уже существуют в стране. Например, наши энтузиасты при поддержке государства ежегодно проводят Тотальный диктант, и мы видим, какую роль в популяризации грамотности это играет».
По мнению Максима Кронгауза, необходимо также аккумулировать инициативы, идеи и проекты из регионов, провести их инвентаризацию и способствовать их реализации как на региональном, так и на федеральном уровне.
«Из народных инициатив самые известные — Тотальный диктант, конкурсы чтецов, различные фестивали, олимпиады по русскому языку и т. д. Это все хочется рассмотреть и поддержать. Мне кажется, прививать интерес к языку и современнее, и эффективнее, чем вырабатывать страх наказания за ошибки. Важно проводить дискуссии и обсуждения, менять отношение к русскому языку, поощрять творческий потенциал его носителей», — уверен ученый.
Второе — это образовательное направление. Сегодня необходимо обсуждать новые подходы к образованию в области русского языка и шире — в области словесности, считает Максим Кронгауз.
«Общественная дискуссия в области образования будет очень полезна, потому что последнее время мы как будто остановились и даже двинулись назад. Мне кажется, стоит вернуться к разнообразию подходов к курсу русского языка и разнообразию учебных практик. Это одна из задач, которую мы должны решать всем обществом», — говорит он.
Третье направление — это экспертиза законов, но не с точки зрения их юридической сути, а с точки зрения русского языка. Давно говорится о непонятности и неуклюжести юридического языка, но пока ничего не меняется. Эксперт считает, что это должно стать предметом большой дискуссии и законы должны быть понятны всем гражданам страны.