Месть – не выход. Выхода вообще нет. Рецензия на фильм «РЫЦАРИ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

Новости

Месть – не выход. Выхода вообще нет. Рецензия на фильм «РЫЦАРИ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

Месть – не выход. Выхода вообще нет. Рецензия на фильм «РЫЦАРИ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

«Рыцари справедливости» – боевик от датчанина Андреса Томаса Йенсена, одного из участников авангардного кинематографического движения «Догма 95», в основу которого входят утверждения Ларса фон Триера о том, что в кино зрителям наиболее интересны персонажи и сюжет, а не стиль, техника или форма. Конечно же, сегодняшний Триер и его коллега и один из соавторов движения Томас Винтерберг почти полностью отошли от идей «Догмы 95», начиная всё больше и больше заигрываться с подачей в своих работах, а вот Андрес Томас Йенсен, напротив, своими «Рыцарями справедливости» попытался показать, что авангардное направление всё ещё может существовать в кино сегодня.

Вот только есть одна проблема, губительно сказавшаяся на «Рыцарях» – это их жанр. Боевик – это не про содержание, это не про глубокую философию, это не про арт-хаусные терзания человека в рамках кадра. Боевик – это действие, кино, в котором форма доминирует над всем остальным. Именно на этом режиссёр и попытался сыграть, сделав арт-хаусный боевик с элементами серой морали, с неоднозначными персонажами в центре истории. Однако фильм Йенсена ни вашим, ни нашим услужить не смог, поскольку на весь фильм, который строится по всем канонам боевика, включает всего три экшн-сцены, которые довольно спорно поставлены. Центральные персонажи ходят с оружием туда-сюда, стреляя куда-то за пределы кадра, в то время как камера то на тележке, то просто с плеча оператора следует за ними.

Можно подумать, что раз уж Йенсен приверженец «Догмы 95», тогда и цели сделать крутой боевик у режиссёра и не стояло. Подумать так действительно можно, утверждение это будет верным – Йенсена интересовали, в первую очередь, персонажи, их характеры и сюжет ленты в целом. Вот только даже здесь режиссёр, выступивший ещё и сценаристом картины, ничего особенного предложить не в силах. Если «Рыцари справедливости» – это не типичный боевик, тогда почему сюжетно он выстроен и подан как банальный боевик, который постоянно ведёт зрителя к какой-нибудь экшн-сцене, так и не доходя до нее? Если бы Йенсен поиграл с этой концепция типичного боевика, попытавшись в деконструкцию, как, например, Мэттью Вон сделал в первом «Kingsman», цены фильму не было бы.

Но нет: режиссёр предлагает четыре максимально клишированных персонажа в центре истории, которые стараются мстить плохим людям. Сюжет запускает трагичный случай в метро: поезд сходит с рельс в результате взрыва. Всё говорит о том, что это был несчастный случай, однако цифры и теории вероятности предполагают обратное: возможно это был спланированный теракт. В этой катастрофе у Маркуса (Мадс Миккельсен) погибает любимая жена, за которую он в компании сумасшедшего математика и парочки гиков начинает свою хладнокровную месть, начиная убивать всех без разбору.

И именно здесь кино Йенсена могло бы начать разрушить все каноны жанра, изворачиваясь в авторское произведение о мести. Всё дело в том, что фильм ставит теорию главных героев про спланированный теракт под сомнение, а значит не месть двигала героями, а слепая ярость. Идейно фильм говорит, что месть – это не выход, месть – дорога в Ад. И учитывая концепцию, выстроенную режиссёром, «Рыцари» могли бы получиться идеальным фильмом о штампованных персонажах в типичном сеттинге боевика, которые со временем осознавали бы простую истину о том, что мир намного сложнее, чем им кажется. И всё, все взгляды на мир у героев были бы разрушены и поэтому кино бы работало на все 100%, сформировавшись в притчу о губительной силе мести.

Но запоминается лента Андреса Томаса Йенсена лишь Мадсом Миккельсеном в главной роли, безупречным в эмоциональных сценах и, ровным счётом, как и в «Полярном», всё ещё недостаточно раскрытым режиссёрами как экшн-герой. Полноценно Миккельсена в экшне раскрыл Хидео Кодзима, но это совсем другое поле для анализа, хоть грань между играми и кино у Кодзимы стёрлась уже давным-давно.

Картина Йенсена находится где-то посередине словно между авторской новизной и студийным штампом, так и не найдя себе ни формы, ни содержания. А ведь концепт мести в пустоту – чертовски хорош. Жаль, но полного раскрытия этой темы многие зрители так и не увидели.

Оценка: 6 из 10

В прокате с 18 февраля   

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!

 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь