Можно по-разному относиться к вышедшему три года назад «Притяжению» Фёдора Бондарчука. Этот фильм успели разобрать на цитаты в интернете. У Фёдора Бондарчука уже успел выработаться свой уровень качества выпускаемых им картин. И «Притяжение» было самым лучшим показателем этого: отличная операторская работа, наивысший уровень визуальных эффектов среди всех российских конкурентов, в меру вменяемая режиссура, спорный сценарий, актёрские работы и монтаж – всё это перекочевало и в сиквел под оригинальным названием «Вторжение».
Есть лишь одно важное отличие сиквела от первого фильма – его идеологическая составляющая. «Притяжение», при всех своих плюсах и минусах, в недрах сценария скрывал человеческий посыл о том, что неприязнь к чему-то незнакомому или же иностранному российским человеком – плохо. В сиквеле же авторы решили не повторяться, развернув основную мораль фильма в немного другое русло, больше напоминающее призыв к цензуре, нежели адекватное рассуждение о проблемах и опасностях цифровой эпохи.
Вот только та стезя, в которую авторы направили историю, многим также покажется неоднозначной. «Вторжение» на первых минутах перечёркивает то, что было в предыдущем фильме. Центральные персонажи, погибшие в конце первой картины, воскресают, а любовный треугольник вокруг героини Ирины Старшенбаум вновь выступает главным мотиватором для продвижения сюжета вперёд. Единственное, на чём плотно стоит весь сценарий – это демонстрация мира, который несколько лет назад уже успел столкнуться с гостями из открытого космоса. Условностей в этом гораздо больше, чем логического развития серии, однако как затравка для будущего действия – вполне себе интересная.
Фильм почти сразу же превращается в одну огромную прогулку по знаковым и туристическим местам Москвы. Кремль, похорошевший при Собянине Парк Горького, не дающая покоя российским киношникам Москва-сити – всё это на месте и не раздражает глаз. Напрягает, а порой и обескураживает реклама и огромное количество брендовых вещей и технологий, обильное количество которых способно дать прикурить даже «Ёлкам». И ладно бы грубо вшитые в сценарий «Одноклассники» и «ВКонтакте» появлялись время от времени в фильме, с этим можно было бы смириться. Но тут и там маячит продукция «Армии России», замылившая глаза ещё на YouTube реклама World of Tanks, а спутниковая система «Ростелеком» не только покажет любимые сериалы в хорошем качестве – но и поможет победить межгалактический абсолютный злой разум.
И вот что касается основного антагониста, то в сиквеле, в отличии от первого фильма, главным злом выступает вовсе не человеческая нетерпимость к другому человеку, а искусственный интеллект космического масштаба. На манер Скайнета или же Альтрона из «Мстителей», злобный и бесчувственный компьютер просчитывает все за и против, начинает манипулировать человечеством через СМИ, социальные сети и телефоны, видя в человеке главную угрозу Вселенной. Фильм закидывает удочку для мощнейшего потенциала, показывая, как именно при помощи современных технологий можно контролировать всё человечество. В чём-то это напоминает «Терминатора», лишь за тем исключением, что вместо ядерного уничтожения компьютер начинает играть с человеческими эмоциями через смартфоны
.
Сюжет прямо и безапелляционного говорит о том, что если и нужно верить кому-то, то только проверенным фактам. По сути, ближе к финалу фильм чётко подходит к тому, что главное спасение для всей России – это цензура.
Учитывая, сколько за последнее время было претендентов, связанных с подобным, в отечественном кинематографе, можно сказать, что авторы «Вторжения» попали этим в точку. Появившись в российских кинотеатрах почти одновременно с «Союзом спасения», который через призму истории о восстании декабристов призывал молодёжь взвешенно принимать решения, «Вторжение» делает что-то подобное, но более мягким языком. Из-за всего этого «Вторжение» оставляет после себя неоднозначные ощущения. Техническая сторона проекта, как всегда и бывает у Фёдора Бондарчука, на высшем уровне. Исключением, возможно, будет монтаж. В остальном же, как минимум за эффект затопленной Москвы, чей фундамент постепенно начинает разрушаться под тоннами воды, авторам стоит сказать огромное спасибо – смотрится впечатляюще. Операторская работа так же на высшем уровне, но бледно-холодные оттенки синевы с заигрыванием тёплого и холодного света некоторым может показаться однообразным.
Оценка: 4 из 10
«Вторжение» – в прокате с 1 января
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!