Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы. «Я придаю фортепиано очень большое значение. Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство», - так писал когда-то Лист.
Романтический герой - каким его видели композиторы романтического века? Может быть, это одиночка, который не может выбрать между чувственной и возвышенной любовью и не находит себе места среди обывателей? Может, он насмешник и проказник, способный одурачить любого - от ремесленника до профессора? Или вечный Дон Жуан, играющий любовью, но неспособный найти свой идеал? Или артист-виртуоз с демонической харизмой, который своей игрой заставляет женщин лишаться чувств?
Разные лики романтизма представили в своей программе Московский государственный академический симфонический оркестр и дирижер Димитрис Ботинис. Симфонические шедевры Вагнера, Листа и Рихарда Штрауса во всем блеске раскрыли звучание большого симфонического оркестра, удивив разнообразием красок и музыкальных эффектов. В таком оркестре практически каждый инструмент становится ярким романтическим персонажем. Сольную партию в знаменитом Первом фортепианном концерте Ференца Листа исполнил победитель I Международного конкурса имени С.В. Рахманинова воспитанник Московской консерватории Александр Ключко.
Композитор вынашивал замысел Концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва.
Увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал. Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене. Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах Ридли Скотта и Андрея Тарковского.
Также в концертной программе прозвучали две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель». Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.
«Рихард Штраус относился к тем композиторам, которые совершенно не стеснялись демонстрировать свое виртуозное оркестровое письмо. Пример такой виртуозности – симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Мне посчастливилось немало работать над этим произведением с разными коллективами – российскими и европейскими. Успешным может быть то исполнение, которое излучает ту же энергию, тот же задор и хулиганство, которое заложено в самом герое, Тиле Уленшпигеле. Уверен, что у нас с МГАСО это очень хорошо получится», - сказал журналистам перед концертом дирижер Димитрис Ботинис.
На исходе осени, когда землю сковывает первый снег, и солнце редко появляется меж грузных туч, музыка романтизма воодушевляет и приносит радость жизни. Что и прочувствовали на себе зрители и слушатели заполненного зала Чайковского в последних числах ноября.
Наталья Логинова.
Фото - Коляго Ольга