В Москве 23 мая в киноцентре Октябрь и 24 мая в кинотеатре «Иллюзион», а также в Санкт-Петербурге 6 июня в кинотеатре «КАРО 9 Варшавский экспресс» в рамках проекта КАРО.Арт состоится первый в мире показ ленты «Три героини» в эксклюзивном формате. Копия фильма предоставлена Российским государственным архивом кинофотодокументов.
Историк и реконструктор кино Николай Изволов подчеркивает: «Мы назвали нашу ретроспективу футуроспективой, потому что она обращена в будущее, а не в прошлое, ведь Дзига Вертов – это человек, который сохранил свой революционный потенциал. Ее необычность заключается в том, что мы включаем в программу показа некоторые фильмы впервые. «Три героини – это практически неизвестный публике фильм, который лежал на полке с 1938 года».
Благодаря Николаю Изволову у зрителей будет возможность прикоснуться к искусству документалистики и истории в чистом виде, ведь картина будет показана в оригинальной версии, такой, какой оставил ее Дзига Вертов. Фильм чрезвычайно интересен и как артефакт пропаганды женского равноправия 1938 года: при помощи документальных репортажей он повествует о невероятной попытке совершить первый безостановочный транссибирский полёт легендарными женщинами-пилотами Мариной Расковой, Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой. Полет изобиловал опасностями, но завершился успешно, а все участницы приключения получили звание Героя Советского Союза. Именно триумфу человеческой воли и бесстрашию перед неизведанным посвятил свое документальное исследование Дзига Вертов.
«Картина не была закончена, в финальной части ленты иногда отсутствует музыка и возникают провалы. У нас была возможность, например, взять и вставить какие-то музыкальные фрагменты в акустические лакуны, но мы этого делать не стали, потому что это было бы искажением авторского замысла. Иногда удержаться от реставрации гораздо труднее, чем сделать ее. Например, египетский сфинкс или Парфенон дошли до нас с какими-то повреждениями, мы же можем достроить их, но не делаем этого. До нас доходят артефакты прошлого и для нас главное – ознакомиться с ними, увидеть их, потрогать, ввести в культурный обиход, но восстанавливать их – это дело не наше, это дело, может быть, будущих поколений», – комментирует процесс работы с материалом Николай Изволов.
Серия кинопоказов «Киноглаз. Киноки. Вертов» имеет беспрецедентный характер – крупнейшее собрание кинолент великого советского авангардиста Дзиги Вертова и мастеров его документальной школы будет впервые показано в России и мире. Манифесты «киноков» навсегда перевернули принципы построения документальных картин и установили правила фиксации «правды жизни» – чистого кино без примеси других искусств. Показы фильмов пройдут в московском киноцентре «Октябрь» и кинотеатре «Иллюзион» с 20 по 30 мая, а зрители Петербурга смогут увидеть шедевры советской документалистики с 3 по 13 июня в «КАРО 9 Варшавский экспресс». Показы цикла состоятся при поддержке Музея кино, Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. Большая часть копий фильмов была любезно предоставлена Госфильмофондом России.
В программу футуроспективы войдет 12 немых и звуковых картин, среди которых «Человек с киноаппаратом», «Москва», «Весной» и великая «Годовщина революции», до определенного момента считавшаяся утерянной. Ее специальный показ в год столетия вызвал ажиотаж и бурную дискуссию среди гостей и зрителей непосредственно в темноте кинозала. В рамках проекта покажут и выпуски знаменитого журнала «Кино-правда». Каждый из них представляет очевидную ценность для киноведения и истории. Например, в «Кино-правду №13» Дзиги Вертова включены интертитры работы художника Александра Родченко. Дуэт двух икон советского авангарда представляет огромный интерес и область для исследований для всех историков искусства. «Кино-правда №19» содержит удивительную подсказку о скорости своей демонстрации в заглавных титрах. Благодаря историку кино и реконструктору картин Николаю Изволову фильм будет показан в оригинальном темпоритме.
Откроется футуроспектива показом фильма «Кино-глаз» в сопровождении живой музыки в исполнении пианиста-виртуоза Филиппа Чельцова в премьерном зале киноцентра «Октябрь». Дальнейшие показы немых картин также состоятся с записью музыки Чельцова. На показах в рамках программы Николай Изволов расскажет зрителям о важности творческого наследия Вертова и «киноков», а также опишет тонкости архивной работы, связанной с восстановлением фильмов начала прошлого века. Ярким событием футуроспективы будет показ картины о наследии Дзиги Вертова «Мир без игры» режиссера Леонида Махнача, где о творчестве великого авангардиста размышляют мэтры мировой кинематографии Анри Ланглуа, Жорж Садуль и другие.