В рамках Восьмого Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который продлится в Москве до декабря, на сцене «Геликон-оперы» показали малоизвестную оперу Жоржа Бизе «Иван Грозный». Эту постановку привезли солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Опера французского композитора про великого царя, который вдвое расширил территории Руси, никогда не шла в России целиком. Юрий Александров выпустил полную версию, впервые в мировой оперной истории. Столичная публика по достоинству оценила премьерный показ - более 10 минут оваций и криков «Браво!»
«Мы всегда привозили на этот фестиваль два названия, но на этот раз, учитывая большой интерес к нашему спектаклю, решили показать его дважды», - рассказал журналистам художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», Народный артист России Юрий Александров. Он же вышел на поклоны после премьеры и негромким голосом, в полнейшей тишине только что аплодировавшего заполненного зала «Геликона», поблагодарил московскую публику за теплый прием.
Жорж Бизе написал оперу «Иван Грозный» в 1860-ых годах на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианониа. Тогда она сильно отличалась от других произведений композиторов, писавших о царе как о жестоком правителе, поэтому театры не хотели ее ставить.
Питерской труппе «Ивана Грозного» удалось явить на сцене одного из лучших столичных театров оперу о своеобразии восточно-славянского мира, а главное – о совсем другом правителе. Великолепная музыка помогает слушателям и зрителям «разобраться» в нетрадиционном подходе к личности русского царя Ивана IV, испытывающего сложные чувства и противоречия политика и живого любящего человека.
Иван Грозный (невероятное воплощение «тирана» Юрием Борщёвым) от «Санктъ-Петербургъ Опера» - это человек, способный любить, ценить и собственно проявлять чувства. Голос номинанта Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» - это чарующая музыка души еще юного Ивана, любовь которого невинна и чиста. В основе сюжета лежит реальное историческое событие: женитьба царя на черкесской княжне Марии Темрюковне.
Божественная в своей красоте и стати Евгения Кравченко (лауреат той же премии, что и Юрий Борщёв) превосходно исполняет свои арии голосом, который звучит как песня, которую хочется слушать и слушать. Уникальный взгляд Бизе на молодого, влюбленного Ивана, ставшего жертвой интриги, как раз и помогает «прожить» Евгения Кравченко, воспевая черкесскую княжну Марию.
А дальше - практически сказка, версия француза, который написал романтическую оперу. В роли сестры Ивана Ольги – Наталья Воробьева, в роли черкесского князя Темрюка – Геворг Григорян, юный Булгарин – Виктория Мартемьянова, боярин Юрлов – Антон Морозов, Игорь – Яромир Низамутдинов. Музыка душевная, сердечная, вызывающая доброту и теплоту в сердце зрителя. Именно сейчас и нужны такие романтические истории с человеческими судьбами и душевными потрясениями.
Отдельные слова благодарности художнику Вячеславу Окуневу. Его декорации явственно передают дух и стиль эпохи, атмосферу Кавказа, где начинается действие, потом - Москвы, Кремля. Не говоря уже о костюмах, которые буквально «влиты» в актеров и существуют как отдельная ипостась оперы. Эти самые костюмы, наряду с талантом и профессионализмом их обладателей, и презентуют зрителю главное действующее лицо оперы - человека, его страсти, переживания, любовь и предательство. Никаких излишеств, позолот, и прочей мишуры – только психология артистичности героев.
Петербургский театр первым в мире представил некогда утерянный шедевр великого французского композитора с восстановленными частями партитуры. Творческая команда коллектива провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы. И московская публика по достоинству оценила все эти труды, одарив труппу «Санктъ-Петербургъ Опера» продолжительными аплодисментами на поклонах после премьеры.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра