Казалось бы, после ужасающего, во всех смыслах этого слова, «Генезиса» на франшизе о противостоянии человечества и машин можно было ставить крест. Все фильмы, выходящие после «Судного дня», становились всё хуже и хуже, паразитируя на громком имени серии по-своему. И вот, после ряда юридических проблем и вопросов, права на «Терминатора» вернулись к его отцу-основателю. Возвращение Джеймса Кэмерона к работе над франшизой – единственная причина, почему «Тёмные судьбы» вообще ждали. Пускай Кэмерон занялся лишь продюсированием, но основной костяк истории для нового фильма был написан именно им. А вот за режиссуру взялся Тим Миллер, чьё имя стало известно всем после успешного в прокате «Дэдпула».
За основу сценария были взяты бессмертные идеи второго фильма. Удивительного мало, но «Тёмные судьбы», пожалуй, первая картина в серии, которая со времён «Судного дня» развивает заложенные мысли Кэмерона. Вместо попытки переосмыслить, зайти с другой стороны или же полностью переписать всё и вся во франшизе Тим Миллер делает всё наоборот. Его «Терминатор» выглядит и чувствуется как прямое наследие Джеймса Кэмерона, сделанное, что внезапно, со знанием дела и с огромным трепетом. Вот только подобный подход и стал главным камней преткновения на пути к художественному успеху фильма. «Тёмные судьбы» слишком осторожничают, боятся сделать шаг вправо, шаг влево.
Фильм можно сравнить с восьмым эпизодом «Звёздных войн», который точно таким же образом старался балансировать на двух стульях. Картина Миллера то и дело заигрывается с фан-сервисом, показывая всё таким образом, как фанаты и любят в серии, а с другой стороны – хочет быть чем-то обособленным. «Тёмным судьбам» не хватает той самой золотой середины, которая смогла бы сделать ленту идеальным продолжением с ворохом новых идей, не боящихся черпать вдохновение из первой и второй частях. Из-за этого фильм попросту тонет в собственной неоднозначности. Сюжет постоянно скачет от прямого копирования культовых сцен из предыдущих частей Кэмерона, до попыток сыграть на чём-то новом, всё ещё эксплуатируя старое.
Из-за постоянного перескакивания с одного на другое – «Тёмные судьбы» смотрятся как чей-то фанфик, сделанный с большущей любовью к первоисточнику. Вот только автору этого самого фанфика не очень-то и хватает оригинальности, а недостатки фантазии компенсируются рефлексией по трудам Кэмерона. От которого, к слову, в фильме лишь классическая структура повествования, сильно ужатая и аккуратно подогнанная под стандарты современных блокбастеров. Стоит понимать, что в данном случае роль режиссёра очень сильно играет на работу с историей, выстроенной Кэмероном. Очевидно: Тим Миллер – не Джеймс Кэмерон, он не настолько искусно чувствует киноязык.
Если Кэмерон всегда давал зрителю возможность всё рассмотреть в деталях, тонко понимая, когда должна случиться монтажная склейка, в какой момент камера должна сделать то или иное движение, то вот Миллер – не понимает этого. Он намного более мейнстримный режиссёр, нежели Кэмерон, проделавший путь из авторского кино к массовому, заигрывающегося с высокими технологиями. Поэтому «Тёмные судьбы» чувствуются и поданы как типичный блокбастер с простенькой режиссурой, которую, зачастую, зритель даже и не замечает. Например, в фильме есть классическая для серии сцена погони на машинах. И если погони у Кэмерона напоминали отточенный до идеала дорожный вальс, то у Миллера – это мельтешащая камера, монтажные склейки каждые одну-две секунды и полное отсутствие погружения в происходящее. Понять, что вообще происходит – отдельная задача для зрителя.
Сюжетно «Тёмные судьбы» и вовсе напоминают комбинацию первого «Терминатора» и «Судного дня». Фильм Миллера не просто подглядывает у отцов серии, а в буквальном смысле заимствует целые сюжетные ходы и сцены из них. Идейно, опять-таки, картина продолжает развивать мысли Кэмерона касательно не предопределённости будущего. Делает лента это через диалоги и пару-тройку интересных заигрываний со вселенной «Терминатора», но в основном – копирует, переделывает и кастрирует самые сильные, запоминающиеся и культовые фрагменты из двух первых фильмов.
Более того, картина даже не старается ввести зрителя в курс дела. Если детально смотреть на «Судный день», то быстро бросается в глаза любовь Кэмерона долгому вступлению – первый акт сиквела длится около тридцати минут. За это время режиссёр успевал познакомить зрителя со всеми основными героями, помогал проникнуться им и выработать переживание за них. Подобное было и в первом «Терминаторе», который тридцать минут раскрывал аудитории кто такая Сара Коннор из-за чего борьба за её жизнь и центральный конфликт были интересным и напряженным триллером. А вот «Тёмные судьбы» особо время на первый акт не тратят – им намного интереснее побыстрее показать экшен, взрывы и бесконечную беготню, нежели адекватное раскрытие хотя бы главного персонажа.
На первых минутах фильм просто постфактум представляет некую Дани Рамос (Наталия Рейес). Кто такая и зачем её показывают – совершенно не понятно. Зрителю демонстрируют мимолётно её отца и брата, после чего сразу же прибывает новая модель Терминатора Rev-9 из будущего (Габриэль Луна), а перед ним – Грейс (Маккензи Дэвис), человек (местный Кайл Риз), чьё тело модернизировано для более эффективной борьбы с машинами. Не проходит и десяти минут, как Грейс и Rev-9 начинают сражаться друг с другом за жизнь Дани, которую зритель к этому моменту даже толком разглядеть не успевает. Но, тем не менее, она оказывается важным для истории персонажем.
В этом кроется главный прокол фильма – его герои. Сам Rev-9, уже по традиции серии, не представляет совершенно никакой угрозы ни для героев, ни уж тем более для зрителей, он просто не пугает. Главный антагонист выступает простым мальчиком для битья, чьи способности убивать и смешиваться с толпой картина даже не старается раскрыть. Набор простых сцен из разряда: «Здравствуйте, я ищу Дани» и тому подобные – всё, что есть у Rev-9 в сюжете. Сама Дани же – женская версия Джона Коннора, вокруг которой все бегают и все стараются защитить. Проблема в том, что за два часа лента так толком и не смогла раскрыть её как героя, а её закономерная трансформация из девушки в солдата выглядит натянутым сценарным условием, нежели эволюцией персонажа.
Да и в целом, главную цель Терминатора перекрывают вообще все в «Тёмный судьбах». Первая, кто действительно ворует каждую сцену, внушает и заставляет фанатов хотя бы какие-то позитивные нотки испытывать во время просмотра, так это Сара Коннор (Линда Хэмилтон). С возвращением Джеймса Коннора в строй вернулась единственная и неповторимая Линда Хэмилтон, чей персонаж такое же культурное достояние франшизы, как и Т-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера. Постаревший Т-800, к слову, опять появляется во франшизе, чья сюжетная линия, с одной стороны, выглядит интересно и круто, а с другой – напоминает полнейший идиотизм и абсурд, который, однако, вызывает улыбку.
Линда Хэмилтон если не главная звезда франшизы, то этой конкретно части уж точно. Она и персонаж Грейс в исполнении Маккензи Дэвис – лучшее, что в «Тёмных судьбах» вообще может быть. Фильм не может порадовать ни качественным развлечением, ни сюжетными интригами, ни хорошей химией между персонажами. Он цепляет лишь актёрами и громким именем Кэмерона в титрах, не более. Хэмилтон и вовсе местами выдаёт настолько сильную актёрскую игру, что зритель невольно начинает проворачивать все пережитые в прошлым частях героиней события в голове, понимая почему на её лице то и дело появляются слёзы горя от проговариваемых слов. Дэвис же, далеко не Майкл Бин, но за ней хотя бы приятно наблюдать, в её глазах отражается война, из-за чего персонаж получился не настолько плоским, как мог бы.
«Терминатор: Тёмные судьбы» – очередная попытка запустить новую трилогию во франшизе, которая, на этот раз, хотя бы не раздражает. У этой части попросту нет ничего, что могло бы вызвать хоть какие-то эмоции. Да, было приятно увидеть постаревшую, но не бесполезную в бою Сару Коннор, в уже сотый раз насладиться выступлением Т-800 и в целом, вернуться к серии. Но всё это было так часто и так неудачно уже сделано, что все эти продолжения попросту перестали хоть как-то цеплять. Первые два фильма никуда не денутся – они представляют из себя законченную дилогию. В этом, пожалуй, и кроется главный промах всех продолжений «Терминатора» – они стараются вклеить новые страницы в уже давно законченную книгу. Книга была настолько идеально закончена давным-давно, что даже её создатель Джеймс Кэмерон оказался не в силах продолжить её.
Может быть поэтому и не получается?
Оценка: 5 из 10
«Терминатор: Тёмные судьбы» – в прокате с 31 октября
Мнение корреспондентов может не совпажать с мнением редакции.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.