На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы креативной среды и убранистики

Новости

На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы креативной среды и убранистики

24.11.2019
На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы креативной среды и убранистики

Главной задачей секции на Культурном форуме в этом году было показать региональные проекты и выявить проблемы, связанные с их реализацией, обсудить возможности развития событийных центров в малых городах, а также создания в них культурной экосистемы для удержания и привлечения молодежи.

       Секция «Креативная среда и урбанистика» в четвертый раз прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. «Форум — уникальная площадка по масштабам нетворкинга. За четыре года на нашей секции побывали сотни, если не тысячи людей от тех, кто интересуется темой урбанистики, до тех, кто реально может повлиять на ситуацию в своих городах и регионах. Сегодня мы видим больше проектов, посвященных городскому развитию и урбанистике, чем четыре года назад, и это позволяет мне сделать вывод, что наша работа внесла сою лепту в общероссийское развитие», — отметил Кузнецов.

   Алушта, Сатка, Ярославль, Якутск, Саратов, Калуга, Билярск (Татарстан), Елизово (Камчатский край), Геленджик, Дагестан составили только часть географии, обсуждаемой экспертами. Слушателями событий секции, в которой приняли участие 45 спикеров, включая 5 иностранных специалистов,  стали более 1.500 человек. Участники отмечали, что благодаря культурным, событийным проектам образуются новые социальные связи, развивается бизнес, формируется новая инфраструктура.        

   В сессии «Инновационная инфраструктура как конкурентное преимущество в борьбе за человеческий капитал» эксперты фиксировали, какие именно факторы заставляют человека оставаться в родном городе. Вопросам передвижения посвятил выступление заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Старков, который отметил, что поездка начинается с ее обдумывания, поэтому важно уделять особое внимание проработке мобильных сервисов и технологий. Как и вокзалы, воротами в города являются аэропорты, о влиянии которых на философию пребывания рассказывал архитектор Андрей Асадов, руководящий архитектурным бюро Асадова с опытом проектирования 13 аэропортов: «Большие транспортные пространства должны быть дружелюбными, настраивая на «дух места» прибывающих, как, например, наш новый аэропорт-музей Гагарин в Саратове, из которого только-только начали отправляться первые рейсы». Спикеры соглашались, что для городов важны событийные и просветительские центры, которые повышают уровень жизни города и городскую активность. По словам главного архитектора республики Саха (Якутия) Ирины Алексеевой, рейтинг инвестиционного потенциала в Якутии за последний год подскочил на 20%. В городе с экстремальными природными условиями активно развивается IT-сфера, в 2019 году создан Центр компетенций по вопросам городской среды LETO, который работает над социокультурным программированием и взаимодействие с молодежью. В строящемся в Якутске Парке будущих поколений «Саха Z», о котором рассказал его архитектор, основатель бюро «Атриум» Антон Надточий, будет размещен инновационный образовательный центр при поддержке Агентства стратегических инициатив. Даже архитектурные конкурсы, приуроченные к празднованию республикой Саха 100-летнего юбилея в 2022 году, направлены на создание консорциумов, чтобы готовить свои кадры.

   Тему работы с молодежью подхватил архитектор Алексей Боев, основатель бюро VISOTA, по мысли которого сохранившиеся со времен СССР Дома культуры должны перестраиваться в объекты вовлечения молодых горожан. «Наш манифест в том, что можно адаптировать старые дворцы культуры, сделав их ребрендинг и переосмыслив  функционирование, ДК отсутствуют в других странах и могут стать брендом России», — отметил он. Благодаря работе бюро Боева VISOTA в Воронеже состоялась реновация Городского дворца культуры, открытие которого запланировано уже на 20 декабря. Зарубежные гости сессии, канадский урбанист Гил Пеньялоса и британский дизайнер полей для гольфа Пол Томас отметили, что экономическое развитие любого города обусловлено повышением в нем качества жизни, в том числе с помощью важных элементов «зеленой экономики»: парков и даже гольф-полей.  Пространство должно быть удобно «для ребенка от 8 лет до человека пожилого, 80-летнего возраста», а особое внимание уделено местам для ходьбы и прогулок.

    Разговор о драйверах развития продолжился на сессии «Взгляд вглубь: стратегии развития регионов. Локальная идентичность как новая экономика». Ее тема перекликалась с темой всего Форума – пониманием современных культурных кодов. Первые спикеры сессии убедили слушателей, что арт-проекты вполне могут формировать экономику места.  С одной стороны, как отметила организатор фестиваля современного искусства «Арт-Овраг» Ирина Седых,  арт-интервенции должны вноситься аккуратно, «местным людям важно пояснять, что происходит и для чего». Благодаря этому в дальнейшем можно ожидать приток интереса и расширения возможностей: так в Выксе был создан индустриально-туристический арт-парк с мастерскими, где местные сами выразили желание поработать. Как заметил Антон Кочуркин, руководитель проектной группы «8 линий», курирующий фестиваль в разные годы, проект стал городской повесткой, «из места, откуда уехали все жители, оно превратилось в туристическую мекку». Благодаря фестивалю компании «8 линий» предложили разработать концепцию городского парка в Выксе, по плану которого он сейчас и строится.

   Драйвером регионального развития могут быть также проекты, связывающие виртуальную реальность с конкретным местом, как проект Мобильного Художественного Театра креативной студии «История будущего», возглавляемой Михаилом Зыгарем. «Я не согласен с тем, что сейчас все унифицируется. Сегодняшний тренд — это диверсификация. Развитие технологий, мобильных приложений, соцсетей — та среда, которая может каждого человека потенциально сделать художником. Я вижу своей миссией изобретение новых жанров, которые бы сочетали новые технологии и традиционные формы потребления культуры», — отметил Зыгарь. Также он добавил, что экономическим драйвером является мифология. Миф и история достраиваются уже в связи с конкретным местом. В декабре 2019 года состоится премьера проекта МХТ в Петербурге, он будет посвящен судьбе Ольги Берггольц.

     Настоящий перезапуск Калуги анонсировал в рамках сессии голова города Дмитрий Разумовский, отметив, что стратегии развития города в первую очередь связаны с культурой и образованием. В Калуге водят экскурсии на недавно открывшийся завод BOSCO, строят новые кампусы единственного в России филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана.

       Важнейшим драйвером экономики во время сессии эксперты называли также туризм.  Подчеркивая это, основатель архитектурного бюро «Orchestra» Эдуард Моро отметил, что городу важно привлекать молодежь, а для молодежи важен фактор доступности. Одно из самых популярных сегодня мест в Туле — творческий индустриальный кластер «Октава» — строился с мыслью о том, чтобы каждый смог работать там в лаборатории или мастерской. По проекту бюро «Orchestra» в Нижнем Новгороде пройдет реновация заводских территорий, чтобы сформировать диалог между городом и заводом. «Сочетать общественные пространства с инфраструктурой города — важнейшее правило развития современной городской среды», — отметил Моро.  Завершил сессию Камил Магометов, руководитель просветительского проекта Центра просвещения «Luminary», представивший образовательный проект в дагестанском селе Хрюг вместе с автором пространства, архитектором ARCHIPROBA STUDIOS Тамарой Мурадовой. «Мы не построили один центр в селе, мы построили масштабируемую модель сельской инфраструктуры для всей страны и государству это можно взять и применять уже завтра», — сказал Магометов. По его подсчетам, создание современного инновационного центра с обсерваторией и техническим оснащением сегодня может обойтись в 1,5 раза дешевле, чем строительство такого же размеров общеобразовательной школы.     
 

       Явление «сити-брейкинга» обсудили эксперты дискуссии «Сити-брейк: как миллениалы «взламывают» города». По словам Екатерины Проничевой, председателя Комитета по туризму города Москвы, 45% общего объема мирового туризма — это путешествия в города, где туристы хотят погрузиться в жизнь местных жителей «live like local». Статистика Google показывает, что если раньше самыми популярными по числу запросов были бары и рестораны, то сегодня на первый план выходят супермаркеты. «Путешественники-миллениалы не хотят идти по стандартным маршрутам, они ищут новый опыт. Последняя статистика показывает, что в тренде «открытие нового опыта» и неожиданные приключения», —  отметила Ольга Суслова, директор по стратегическим партнерствам  Google. О нежелании акцентировать в своих проектах стандартные городские достопримечательности говорил и Федор Елютин, основатель проекта WOWWOWWOW: «Наш проект «Импресарио» дает взгляд со стороны, мы изучаем обыденную жизнь города – как люди стоят в пробках, покупают еду и работают. Мы не хотим показывать места, которые входят в топ 10 самых популярных». С другой стороны, эксперты отмечали, что развлекательные проекты не могут фокусироваться только на запросах туристов: «Важно найти грань между экономической выгодой и культурным наследием. Туристические запросы могут смыть лицо города», — говорила Александра Макарова, культуролог, координатор социокультурных проектов Агентства LIFTProject.  При этом стереотипы, связанные с городами, держатся очень крепко. Екатерина Проничева отметила, что давно входя в топ 10 самых безопасных городов мира, Москва по комментариям зарубежных туристов по-прежнему считается опасным городом.

 

     Важнейшей для работы секции стала дискуссия «Современные общественные пространства: как создавать городские парки», посвященная главным образом старту конкурса на концепцию парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге и обсуждению его будущего воплощения. Аналогии с «Зарядьем», которые проводились изначально, были сразу же отсечены несколькими экспертами, включая руководителя секции, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, архитектора Сергея Чобана, руководителя петербургского бюро «Студия 44»  Никиту Явейна. «Проводить аналогию с парком «Зарядье» нельзя. Это другой участок, город, и ситуация требует других решений. Копировать уникальные идеи, как было с качелями на Триумфальной площади, бессмысленно. У проекта должно быть свое четкое техническое задание для архитекторов», — отметил Кузнецов. Явейн добавил, что консоли над Невой, пандусы и горки не будут приняты петербуржцами. Сергей Чобан, член жюри конкурса, прокомментировал, что нужно обратить особое внимание на градостроительный контекст парка: «В Петербурге чувствуется пульсация краев, которая возникает вокруг открытых пространств. А будущий парк градостроительно сейчас ничего не обрамляет, надо думать о кромках и фронтах, театр Бориса Эйфмана выглядит как остаток, западная часть парка неубедительно выплескивается к Петровскому острову». Наталья Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан, отметила значимость для реализации проекта квалифицированного заказчика: «Нужно четко прописать контекст, социологию, какие услуги востребованы, кто будет эксплуатировать парк, как люди будут проводить здесь свое свободное время и какой будет ценовая политика». Канадский урбанист, амбассадор World Urban Parks Гил Пеньялоса отметил, что в вопросе создание паркового проекта нужно отталкиваться о того, что думают об обстоятельствах и условиях возведения парка горожане и работать с идентичностью. Спор о будущем парка разразился после выступления руководителя бюро MLA+, Яны Голубевой, которая посетовала, что на обсуждении не присутствует заказчик: «Сейчас для нас парк — это арена битвы и арена эксперимента. Парк является символом Петербурга, но последнее время этот символ ассоциируется с синим забором. Разработчиком технического задания парка является Strelka, мы же вводим заказчика в контекст, который я вижу так — парк должен стать важнейшим в цепочке общественных пространств, и оттуда должен начинаться водный маршрут».
Победителя конкурса проекта парка объявят в начале июня на Международном экономическом форуме.     
 

  Сессия «Профессиональное образование «на местах»: междисциплинарный подход к развитию городов» прошла в рамках секции на следующий день. На ней руководитель Центра компетенций по вопросам городской среды «ТОЛК» Александр Томашенко рассказал о новых факультетах архитектуры в Калуге, о принципах работы власти с местным бизнесом и организации, о планах по обмену специалистами с Тулой. Руководитель региональных проектов по развитию территорий лаборатории МАРШ Михаил Шатров поделился опытом привлечения средств к проектам в малых городах с помощью воркшопов: «По конкурсу «Малые исторические город» мы привлекли к нашим проектам с помощью воркшопов 555 млн. рублей за 2 года. Это кейсы из Ижевска, Сатки, Чебоксар, Дербента». Софья Троценко, основатель Центра современного искусства Винзавод и директор Школы дизайна Института общественных наук РАНХиГС отметила, как важно в современных программах по архитектуре делать акцент на междисциплинарность и формирование проектного мышления. Практики РАНХиГС, связанные с социокультурным программированием и управлением учитывают современные вызовы для архитекторов, поэтому включают обучение финансированию, правовым основам, маркетингу. О том, как в «Ре-школе», созданной при участии ВШЭ и Эколь де Шайо (Франция), учат междисциплинарным навыкам, смешивая архитектурный и урбанистический подход, рассказала руководитель центра, основатель бюро АБ «Рождественка» Наринэ Тютчева. «Постиндутриальный город — это вызов. Более актуальным сегодня становится нематериальное наследие. Архитекторы и урбанисты становятся более ответственны перед обществом», — отметила она.     
   Основатель и исполнительный директор C+S Architects Мария-Алессандра Сегантини рассказала о том, как в Италии студентов обучают работать непосредственно с администрацией муниципалитетов и мыслить структурно. А завершила сессию директор Школы архитектуры при Ассоциации Архитекторов (Architectural Association) в Лондоне Ева Франч-и-Гилаберт: «Любой может научиться навыку и алгоритму. Мы же воспитываем навыки социального мышления, постоянного желания учиться. От архитекторов сегодня хотят, чтобы они решили все проблемы в мире, мы же хороши в создание новых проблем. Мы должны обгонять происходящее, ставя новые вопросы».

      Рецептом учебных программ архитектурной школы она продолжила делиться уже в персональной лекции «Политика, экономика (экспериментальная) архитектура». Архитектор и педагог анонсировала новую магистерскую программу школы под названием «Глобальные кочевники», которая позволит обмениваться опытом в рамках глобального обмена, изучая, чем отличается работа архитекторов в разных странах и городах. Гилаберт сделала акцент на том, что архитектор должен проблематизировать мир вокруг себя: «Важна радикальная эмпатия. Нас интересует не просто границы зданий, а идеологические, дисциплинарные, юридические барьеры. Архитектура должна протестовать! Студенты у нас не готовят проекты на основании указаний профессоров. Учитель говорит найти ему задачу, которая бы действительно его волновала — в итоге высказываются идеи, способные перевернуть мир», — рассказала Гилаберт.

      Также в работе сессии в этом году приняли участие главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, урбанист, партнер компании Citymakers Петр Кудрявцев, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург) Анна Ялова, урбанист, член общественного объединения «ПапаУрбан» Даниил Веретенников, архитектурный критик Мария Элькина, тележурналист Владимир Раевский, основатель «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, генеральный директор Russian Golf Design, Михаил Пучков, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, старший управляющий директор – директор Департамента строительства, ПАО Сбербанк Василий Чеканов, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь