Как заинтересовать молодое поколение классическим искусством? Что может помочь развить талант ребенка? Как ввести новые технологии в образование и искусство, не забывая классических традиций? Эти актуальные вопросы руководители секции «Балет и танец» Николай Цискаридзе и Борис Эйфман решили обсудить с коллегами на дискуссиях и конференциях Форума.
Подсекция Бориса Эйфмана открылась круглым столом «Культура и дети», на котором встретились профессионалы со всего мира. Среди них были ректор Пекинской академии танца Го Лэй (КНР), президент Международной ассоциации для театров и детей (АССИТЕЖ) Иветт Харди(ЮАР), основательница Международного фестиваля танца Danzatlán, член Международного танцевального совета ЮНЕСКО Элиза Кабрера(Мексика), руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева (Россия), помощник Президента РФ Андрей Фурсенко и другие. Эксперты обсудили вопросы, связанные не только с будущим искусства и культуры, но и актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения.
«Все больше и больше девочек и мальчиков, молодежи должны находить в художественном самовыражении ключ к лучшему будущему. Это дух открытости. Я считаю, что невозможно представить все социальные преимущества поддержки искусства и культуры в сообществах. Это может улучшить все, на что способно человечество, – считает Элиза Кабрера. - Мы можем стремиться к лучшему обществу с помощью образования в области искусства. Это может открыть двери к улучшению в области экономики, социальной сплоченности и также благосостоянию. Это должно быть нашей основной целью – чтобы искусство и культура была представлена новому поколению в качестве социальной ответственности. Это должно быть действие человеческой солидарности и щедрости».
Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева поделилась опытом работы центра «Сириус», а также озвучила перспективы развития образовательной программы в сфере культуры в России.
«По итогам трех лет работы Образовательного центра “Сириус” Президентом России было принято решение – создавать такие центры в каждом субъекте страны. У нас разработана модель сопровождения ребят, которые приезжают в “Сириус”, а потом возвращаются обратно к себе в регионы. Есть системные инструменты, помогающие школьникам, которые рано проявили свой талант и готовы много работать, продвигаться дальше. Эти ребята имеют возможность общаться с ведущими педагогами страны, получают доступ к дополнительным источникам информации. Такая работа в скором времени должна привести к созданию федеральной системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей», – сообщила Елена Шмелева.
Лариса Савельева, художественный руководитель и основатель YOUTH AMERICA GRAND PRIX (США), подняла вопрос о привлечении молодого поколения в зрительные залы на классические спектакли и концерты академической музыки.
«Официальная статистика Китая: 250 миллионов детей занимается музыкой. В такой территориально маленькой стране, как Япония, – 15 тысяч танцевальных школ (для сравнения: в Америке – 13 тысяч). Мы должны прививать детям внимание к искусству, должны говорить на их языке, - отметила Лариса Савельева. – Необходимо уделять свое внимание тем, кто будет смотреть на “звезд”, смотреть профессионально и понимать, что происходит на сцене. Мы должны видеть в зале грамотного зрителя».
Профессионалы в области балетного и хореографического искусства говорили о развитии культуры и искусства в целом, делились размышлениями и предложениями по развитию общего воспитания и образования.
«Сегодня я выступаю перед вами не столько как создатель собственного театра, сколько как педагог, основатель школы, занятой подготовкой новой творческой элиты. Хотел бы заметить, что образовательный процесс – приобщение юной аудитории к культурным ценностям, фундаментальным основам любой цивилизации. Будучи генетическим кодом культуры, ценности отражают процессы, происходящие в обществе и его духовной жизни. В них отражаются представления людей о приемлемом и недопустимом, о добре и зле, о главных целях бытия. Человек без внутренней культуры, культурно-ценностной иерархии лишен жизненной программы действий. Во имя чего он может существовать и как развиваться? Чем восхищаться и вдохновляться? Какие идеалы отстаивать?» – отметил Борис Эйфман.
Подсекция Николая Цискаридзе подарила гостям и участникам Форума уникальную возможность посетить Академию Русского Балета им. А. Я. Вагановой. Лишь в один день в году одно из старейших учебных заведений закрытого типа открывает свои двери для посетителей. Хореографические классы, коридоры, залы – здесь все говорит о великой истории русского балета. Когда-то здесь учились и работали в разные годы такие звезды мировой сцены, как Галина Уланова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина. 14 ноября участники дня открытых дверей смогли не только прикоснуться к истории, но и увидеть будущее русского балета. Так, Елена Адаменкопознакомила гостей с уникальной экспозицией, находящейся в Кабинете истории русского балета им. М. Х. Франгопуло, далее участники присутствовали при передаче в дар Академии уникальных книг с автографом Вагановой от библиотеки ДК им. Кирова. Дар принимала первый проректор Академии, Народная артистка России Жанна Аюпова. Юные воспитанники Академии выступили перед присутствующими на учебной сцене в школьном театре. В рамках дня открытых дверей также состоялось представления проекта и открытие выставки «Имперские столицы: Санкт-Петербург – Вена». Церемонию вели Жанна Аюпова и Наталья Климова, представитель австрийской стороны проекта. Особо запоминающейся частью «путешествия» по Академии Русского Балета стал открытый урок в репетиционном зале им. М. И. Петипа, который провела заслуженный педагог Академии, ученица А. Я. Вагановой Ирина Александровна Трофимова. В год своего 90-летия Ирина Александровна продолжает обучать и воспитывать молодых танцовщиков и балерин, храня верность традициям классического русского балета. В этот день она приняла поздравления от педагогов родной Академии, от партнеров Академии – «Ростеха» и от педагогов Академии танца Бориса Эйфмана.
В Доме ученых им М. Горького РАН (Дворце Великого князя Владимира Александровича) состоялась презентация новой книги Народной артистки СССР Габриэлы Комлевой – «Танец – счастье и боль… Из дневников петербургской балерины» и открытие фотовыставки в честь юбилея прима-балерины Мариинского театра совместно с Императорским фарфоровым заводом, представившим свою коллекцию «Балет в фарфоре». Мероприятие «Встречи с балетом» было приурочено к 80-летию Габриэлы Комлевой.
Ежегодная Торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса педагогического мастерства научно-педагогических работников организаций высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства прошла во второй день Культурного форума в Эрмитажном театре. По традиции вступительные слова сказали Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец и ректор АРБ им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе, которые затем вручили грамоты победителям конкурса, цветы и памятный подарок. Ольга Голодец поздравила собравшихся в зале педагогов и отметила, что сейчас в Калининграде, Владивостоке, Севастополе и Кемерово создаются новые культурные центры, и это является большим шагом для развития не только качества образования в сфере культуры, но и уровня педагогического состава.
Помимо награждения педагогов, Николай Цискаридзе принес в дар свой сценический костюм Принца из балета «Щелкунчик» Мемориальному музею-заповеднику П. И. Чайковского в Клину. Это уже второй дар этому музею.
Во второй и третий день Форума на базе АРБ им. А. Я. Вагановой прошел IV конгресс «Новые технологии в искусстве». 15 ноября состоялись мастер-классы знаменитых хореографов и педагогов из Академии театральных искусств им. Станислава Выспянского в Кракове (Польша) Ченява Бартек и Катажина Анна Малаховска. Также мастер-класс по методике Рудольфа фон Лабана провела ведущий преподаватель The Royal Central School of Speech and Drama (Великобритания) Кики Селиони. Методика Лабана – анализ сценического и танцевального движения, послужила основой для техники «экспрессивного» танца. Современные танцовщики и балерины должны владеть различными техниками хореографии, поэтому мастер-классы от зарубежных педагогов дают прекрасную возможность российским коллегам познакомиться, приобщиться ко всем жанрам танцевального искусства.
Второй день конгресса был посвящен докладам и дискуссиям. Профессора, искусствоведы, педагоги делились своими научными открытиями с коллегами. Конференция была поделена на две сессии: «Новые технологии в искусстве» и «Новые технологии в художественном образовании». Были затронуты не только темы балета и танца, но и других видов искусства. Так, Мария Клименко, аспирант АРБ им. А. Я. Вагановой рассказала в своем докладе о современных технологиях продвижения проектов в театрах для детей. Екатерина Левина, аспирант АРБ им. А. Я. Вагановой затронула тему совмещения классического танца с VR-технологиями. Особое внимание докладчики обратили на современную оперу и танец. Эксперты обсудили вопросы хореографических экспериментов и коллабораций, взаимодействие медиа-решений с классической оперой.
Заключительным и поистине важным событием не только секции, но и Форума, стал Гала-концерт, посвященный открытию Детского театра танца Бориса Эйфмана. Этот новый, современный центр театрального, хореографического искусства открыл двери для публики 16 ноября. Приветственные речи со сцены нового сцены произнесли заместитель Министра культуры РФ Павел Степанов, Народный артист РФ Никита Михалков и председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко.
«Сегодня в Санкт-Петербурге при всесторонней поддержке руководства страны и города создается уникальный балетный кампус – художественно-образовательный и учебный комплекс инновационного толка. Его деятельность направлена на укрепление мирового лидерства российского танцевального искусства и развитие творческих способностей, заложенных в наших маленьких согражданах», – отмечает Борис Эйфман.
В торжественный вечер первые зрители Детского театра танца увидели молодых танцовщиков из Пекинской академии танца, Государственной балетной школы Берлина, а также воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана. В программу гала-концерта вошли как отдельные номера и сцены из балетов, так и одноактная постановка «Мусагет». Зрители увидели Grand pas из балета «Пахита» в исполнении учеников школы Бориса Эйфмана, постановку Rush («Бросок») знаменитого британского хореографа Кристофера Уилдона в исполнении воспитанников Пекинской академии танца; номера All Long Dem Day («Безумный длинный день») и отрывок из спектакля Tango Palace («Дворец танго») от юных танцовщиков Государственной балетной школы Берлина. Также был показан одноактный балет Бориса Эйфмана «Мусагет» - посвящение выдающемуся хореографу Джорджу Баланчину.
Новый театр получил зал на 500 мест и современное техническое оснащение. Строительство театрального здания и реконструкция уже существующего здания средней школы началось еще в 2016 году. С сентября 2019 года воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана приступили к учебе уже в обновленной школе. Детский театр танца, который является продолжением здания учебного корпуса, включает в себя репетиционные залы, гримуборные, мастерские, сцену и зрительный зал. Центральное многоуровневое пространство в дневное время служит рекреацией для учеников школы, а в вечернее – холлом-фойе для зрителей. Параллельное функционирование в одном здании общеобразовательного учреждения и полноценного театра – практика, не имеющая аналогов в мире. Над проектом работало архитектурное бюро «Студия 44», сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.