На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы развития образования

Новости

На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы развития образования

На Петербургском культурном форуме обсудили вопросы развития образования

Сохранение традиций и освоение новых технологий, бережное архивирование прошлого и выстраивание новых подходов в образовании в период стремительной глобализации по всему миру – эти тенденции стали сквозной темой секции «Образование» на Культурном форуме. В рамках секции состоялись панельные дискуссии о формировании новой цивилизации, открытие выставки современного китайского искусства, премьера спектакля «Убить императора», мастер-классы и обсуждение будущего творческих профессий.

      Работу секции «Образование» возглавил Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент РАН.  

  В этом году секция провела 16 мероприятий, которые продемонстрировали положение дел в системе образования. Более 130 экспертов из 20 стран мира провели дискуссии, круглые столы, научные конференции, мастер-классы, концерты, выставки, презентации и спектакли. Гостями мероприятий секции «Образование» стали свыше 3000 человек.

       Особый интерес общественность и международные СМИ проявили к событиям из программы страны-гостя Культурного форума – Китая. Эксперты из Поднебесной инициировали обсуждение концепции «Экологической цивилизации», которая реализуется в этой стране уже 7 лет. По словам одного из спикеров панельной дискуссии «Концепция «экологической цивилизации» как архитектоника культуры будущего»директора Института Конфуция Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Сюзен Джейн (США), «Концепция «экологической цивилизации» входит сейчас в Конституцию Китая. И это не только экологический аспект, но также юридический и культурный. Я считаю, что это самый прогрессивный экологический план. Он цитируется и в документах ООН. Поэтому ведущее место в этом вопросе занимает не США, а именно Китай. Это всеобъемлющее понятие, которое, безусловно, связано и с культурой, и с искусством».

     О зарождении экологической цивилизации, ее проявлениях сегодня говорили главный архитектор Архитектурно-дизайнерского объединения Гуанчжоу ньюздэйз Дизайн Чэнь Сянцзин (КНР), заместитель директора отдела древней архитектуры Музея Гугун Ди Яцзин (КНР), а также доцент кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ, директор Центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс Юрий Благов, который подчеркнул роль бизнеса в новой цивилизации: «Если буквально вчера взаимодействие бизнеса с обществом интерпретировали как взаимосвязь двух элементов: бизнеса и общества, то дискуссия привела к тому, что «и» сменили на «в» - бизнес в обществе. А сегодня опять-таки это уже вчерашний день. Мы говорим: бизнес в природе. И все ожидания всех заинтересованных сторон имеют экологическую составляющую. То есть мышление в целом должно меняться. Это очень сложно, очень противоречиво и с точки зрения преподавания, и с точки зрения понимания. Но альтернативы нет. Иначе мы весь разговор сведем к тому, вырастут у нас жабры или не вырастут».

 

      Обсуждение глобализации в образовании продолжили на круглом столе о лингвокультурном пространстве в рамках объединяющего международного проекта «Один пояс, один путь», инициированного Китаем. Суть проекта заключается в создании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития, которая предполагает новые правила регионального экономического партнерства, взаимное процветание вовлеченных стран, укрепление культурных и общественных связей между цивилизациями. Сегодня «Один пояс, один путь» объединяет большую часть Евразии и включает как развивающиеся страны, так и развитые. Ректор Пекинского университета языка и культуры Лю Ли отметил невероятный рост популярности китайского языка в Европе и США, вспомнив, как маленькая внучка президента США Дональда Трампа Арабелла Кушнер спела на китайском языке народную песню для председателя КНР Си Цзиньпина и его супруги во время их первого визита в США после избрания нового лидера, и констатировал: «По мере продвижения проекта «Один пояс – один путь» и создания концепции Сообщества единой судьбы человечества китайский язык, китайская культура будут все более популярными и будут распространяться в разных странах. Это наше будущее». Мнение китайского эксперта разделил заместитель декана Восточного факультета СПбГУ, кандидат филологических наук Алексей Родионов. Он привел статистику: за 20 лет количество российских студентов, обучающихся в Китае, возросло более, чем в 30 раз. Если в 1997 году в Китае обучалось 600 человек, то сейчас 20 тысяч. «Представьте, сегодня 25% российских студентов, которые учатся за рубежом, выбрали Китай. 18% - Германию. Руководства наших стран поставили задачу в ближайшие годы довести число обучающихся в России и Китае до 100 тысяч человек в год, - рассказал Алексей Родионов. - Эти процессы, которые мы наблюдаем, способствуют интернационализации образования, формируют новое пространство для диалога культур, в котором все сильнее звучит голос Азии».

 

       Самым ярким событием секции «Образование», посвященным Китаю, стала премьера спектакля «Убить императора». Постановка наглядно показала скрещение судеб, казалось бы, столь разных народов и культур. История о древнем фольклорном герое Китая, воине Цзин Кэ, который соглашается совершить покушение на жестокого императора Цинь Шихуанди, впервые объединившего китайские царства, разыграна российскими и китайскими актерами в Белоколонном зале Музея Фаберже, который вроде бы ничего общего с Китаем не имеет. И поначалу заросли бамбука посреди великолепия зала в стиле русского классицизма обескураживают зрителя, но лишь до тех пор, пока он не вникает в замысел авторов. А по замыслу различия культур подчеркивают общность чувств, переживаний и пережитого. Об этом говорит режиссер спектакля Артур Козин: «Вдруг все границы уходят, и остаются только человеческие отношения, которые у всех одинаковые, потому что мы внутренне похожи»; и актер Юй Ядун: «Все потому, что китайская театральная школа пришла из России»; и продюсер спектакля, председатель совета дополнительной образовательной программы «Институт Конфуция в СПбГУ» Юлия Мыльникова: «От героя пьесы нас отделяет 22 века! Но он мыслит как современный человек, его гложут амбиции, он стремится к славе, полюбил женщину и не очень-то хочет идти умирать, хотя это высшее проявление конфуцианского мужа – совершить поступок во имя долга, чести и ради своего господина».

 

    Часть событий секции была посвящена обсуждению актуальных проблем просвещения. Кризисные тенденции в музыкальном образовании обсудили эксперты панельной дискуссии «Профессия музыкант в XXI веке», обозначив их как проблему критериев. Время требует от музыкантов проявить себя как можно раньше и ярче, тем временем критерии искусства не меняются, и воспитание музыканта по-прежнему занимает 15-16 лет. По словам известного скрипача, декана Высшей школы музыки Карлсруэ (Германия) Нахума Эрлиха, сегодня много очень талантливых юных музыкантов, но блестящей карьеры добьются единицы. Эрлих сравнивает поиск работы с полем боя: «Время, которое необходимо музыканту для профессионального созревания и получения необходимого опыта, сокращается. А нагрузка, наоборот, возрастает. Борьба за работу становится все ожесточеннее. Количество конкурсов, которые для многих до сих пор являются путем к профессиональному успеху, возрастает. Вместе с этим растет и число лауреатов этих конкурсов. И все они конкурируют между собой, но это не значит, что растут их возможности для демонстрации своих навыков. 30-50 лет назад лауреат крупного конкурса, поскольку таких конкурсов было немного, уже точно мог рассчитывать на блестящую карьеру. Сейчас это совершенно не так».

 

    Модератор дискуссии, известный во всем мире скрипач, Народный артист РФ, главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и научный руководитель образовательной программы «Инструментальное исполнительство на скрипке» СПбГУ Сергей Стадлер заявил, что менеджмент отвернулся от артиста, в итоге – массовый спрос на искусство есть, а развития самого искусства – нет: «Мы очень резко стали жить в другом времени. ХХ век был веком, которым управляли крупные исполнители, в частности, дирижеры. ХХI, как сейчас уже ясно, это век менеджмента. Мы представляем себе, в каком грустном с точки зрения творчества положении находится, например, Венская опера. Хотя она блестяще продается. Там нет ни одного свободного места ни на один спектакль. Но это движется параллельно с тем, что происходит в искусстве. Меня, человеку, который жал руку Шостаковичу и очень много играл со Светлановым, ситуация, которая происходит с музыкантами сейчас, в XXI веке, очень волнует. Как говорил Набоков, в искусстве главное - результат. И вот с творческим результатом сейчас огромные проблемы. Система продаж работает параллельно с тем, что происходит в творчестве, в искусстве. Например, мы читаем, что Эрмитаж за выходные посетило 30 тысяч человек. Ну и что? А в концертных залах сейчас становится все больше и больше людей, которые, мягко говоря, в этом ничего не понимают».

       Многие творческие и научные профессии, по мнению экспертов секции «Образование», находятся в поиске новых путей развития. Но практически в каждом обсуждении новаций звучал тезис о необходимости опоры на знания и традиции.

 

       Так, Санкт-Петербургский государственный университет презентовал «Коллекцию знаний». Это второе издание о сокровищах одного из старейших вузов страны – иллюстрированный альбом очерков о книжном собрании университета, которое сейчас тщательно архивируется с помощью оцифровки. Издание позволяет представить ценность университетской библиотеки, крупнейшего и старейшего собрания в России, которое хранит сегодня 7 миллионов экземпляров, 160 тысяч из них – это редкие книги.

  Первый проректор СПбГУ Елена Чернова пояснила: «Мы рассматриваем университетскую библиотеку как неизменный драйвер вузовского образования во всем мире. Она помогает сохранить наше культурное наследие. Без библиотеки культурный код был бы беднее».

        Один из главных вопросов, который уже сейчас решают университет и ученые, это сохранение столь ценной библиотеки. «Этот альбом нацелен в будущее, потому что наша задача сделать так, чтобы это издание не стало просто архивом, чтобы оно не застыло на полках. – говорит директор Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Марина Карпова. – Этот альбом по-новому позволяет взглянуть на собрание библиотеки, поскольку является мостиком к современному пониманию университетской библиотеки и ее коллекциях. Конечно, проекты оцифровки: и собственные, и совместные с Президентской библиотекой. Это то будущее, которое мы закладываем не только для нас и наших читателей, но закладываем, прежде всего, для судьбы этой коллекции. Мы уверены – эта коллекция будет жить».  

 

       Ямало-Ненецкий автономный округ продемонстрировал возможности новых технологий в деле сохранения языков коренных народов Севера. На конференции о новых подходах и перспективах развития языков северных народов выступили эксперты-лингвисты, этнологи, филологи, историки, антропологи из России и Финляндии, а также представители общественных организаций. Эксперты обозначили: 14 языков исчезло на территории России за последние 150 лет; 18 языков находятся на грани исчезновения, при этом в целом в стране более 190 национальностей и более 300 языков, включая диалекты. В образовании используют более 100 языков, особого внимания требуют культура и язык 50 коренных малочисленных народов России. Главная причина исчезновения – это то, что язык не передается новым поколениям, родители перестают говорить на родном языке со своими детьми. Антрополог из Центра арктических и сибирских исследований Александра Терехина заявила, что в некоторых случаях осталось всего несколько носителей языка и привела в пример Ямал: «Здесь язык передается из поколения в поколение, особенно в тундровых районах, то есть это сам полуостров Ямал, полуостров Гыдан. Принято считать, что языки народов Севера - это что-то связанное только с традициями, что-то таежно-тундровое. Это миф и стереотип, который нужно обязательно развеивать». Евгений Головко, директор Института лингвистических исследований РАН, сказал о бесполезности «насаждений сверху», язык важно поддерживать, но многое зависит и от самих народностей: «Надо поддерживать то, что идет снизу, что самим людям интересно. Пусть они делают комиксы, снимают мультики…». Инициативы по поддержке родного языка на конференции продемонстрировала молодежь, в данном случае современные технологии придали новое развитие сохранению и популяризации языков коренных народов Севера. Участники увидели приложения для смартфонов, видеоблоги из Лабытнанги от школьницы Арины Вануйто на ненецком языке, популярные комиксы на языке ханты и других народов, мастер-класс по исполнению народных песен и мелодий на якутском музыкальном инструменте «хомусе» (варгане). Итогом конференции станет сборник практик и проектов по использованию, сохранению и популяризации языков коренных народов.

 

       Важной научной частью секции «Образование» стали филологические дискуссии. Обсуждение «Набоков: фрагментарные мифы и целостное прочтение» – одно из событий, завершающих череду мероприятий в честь 120-летия писателя, поэтому на площадке Культурного форума подводили не только научные итоги. Генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский обозначил главную задачу на ближайшее время: «Набоков при том, что есть музей, немножко чужой еще в Петербурге. Наша задача – сделать так, чтобы он полностью вжился в Петербург».

 

     За последний год достоянием общественности стал отрывок неизданной поэмы Набокова «Солнечный сон», в Санкт-Петербурге открыт Центр по изучению наследия В. В. Набокова при СПбГУ. Его директор, филолог Федор Двинятин заявил на Форуме о работе над амбициозным научным проектом по квантитативному (количественному) исследованию творчества Набокова. «Мы хотим сопоставить русского и англоязычного Набокова, поэзию и прозу, Набокова и переводы, Набокова и его продолжателей, – пояснил Двинятин. – Мы позвали в проект ученых со всей России, которые в последние годы проявили себя как авторы уникальных аналитических методик, наборов и баз данных в области изучения литературы и языка. Мы думаем, что звуковая организация и стиха, и прозы Набокова и на русском, и на английском языке должны получить какой-то импульс от сплошного и компьютерного изучения с помощью специальных программ. Мы хотим выйти за пределы таких стандартных типов изучения, как создание частотного словаря, и замерить Набокова по-настоящему с помощью каких-то современных методов. Результаты такого исследования должны потом подвергнуться дополнительной гуманитарной экспертизе».

 

      Остается нерешенным вопрос с передачей России архива Набокова. Статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Алла Маниловапояснила, что продолжаются переговоры с наследниками писателя. Одним из условий возвращения коллекции в Россию они называют федеральный статус музея Набокова. Сегодня музей находится в структуре Санкт-Петербургского государственного университета и, соответственно, имеет федеральный статус, такой же, например, у Государственного Эрмитажа. Алла Манилова подчеркнула, что гений места находится именно в Петербурге, на Большой Морской, 47, и именно там стоит развивать главную набоковскую точку на карте мира: «Независимо от решения, которое будет принято наследниками (это их право, это их дело), для нас федеральный Музей Набокова в структуре Санкт-Петербургского государственного университета - это музей, с которым Министерство культуры открыло большую совместную работу, потому что мы считаем, что ресурсы университета могут дать для развития Музея Набокова в сохранении и популяризации его творчества, самого бренда "Набоков в России и за рубежом", много больше, чем любой музей сам по себе. Научные, образовательные ресурсы университета бесконечны, они абсолютно бездонны. Ни одна культурная и научная институция не может сравниться с ресурсами Санкт-Петербургского государственного университета, где наука с образованием и культурой находится в абсолютном симбиозе, в абсолютной синергии».

 

    В рамках Общественного потока Культурного форума секция «Образование» провела мастер-классы по сценическим искусствам с участием ведущего преподавателя Королевской центральной школы сценической речи и драматического искусства Кики Селиони, композитора Тимоти Данна. Акцентом обсуждения творчества В. Шукшкина стала выставка Анатолия Пантелеева, известного фотографа, кинооператора, автора «Русского альбома», где представлена галерея выдающихся деятелей культуры. На выставке представили около 50 копий ярких, необычных фотопортретов из жизни Василия Шукшина: рабочие моменты, встречи и киносъемки. Снимки сопровождались цитатами Шукшина и высказываниями современников о нем. Экспозиция была открыта всего один день и собрала множество теплых отзывов. Завершил работу секции «Образование» на Форуме традиционный концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера с участием хора и солистов Московской консерватории, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь