«Верность» – второй серьёзный полнометражный режиссёрский опыт Нигины Сайфуллаевой («Как меня зовут») и, пожалуй, самый нашумевший фильм 30-го Кинотавра. Звание самого откровенного фильма года, восторженные отзывы и новое, для российского кино, слово в эротическом жанре – всё это говорили после премьеры о «Верности», идеологически рифмующейся со словом ревность. Если чем картина и подкупает, так исключительно своей приземлённостью и близостью к простому зрителю. «Сарафанное радио» сыграло с картиной злую шутку – от неё все ждут чего-то эдакого, смелого или же просто набор жарких эротических сцен, которыми рекламная кампания безжалостно апеллировала.
На самом же деле, режиссёр и сценарист картины Нигина Сайфуллаева пускай и написала приближенную к массам историю отношений между двумя любящими друг друга людьми, ничего экстраординарного в её работе нет. В «Верности» нет и не может быть чего-то смелого, необычного или же выдающегося – это зрительское кино с правильными мыслями, грамотно сформулированной моралью и живой, знакомой всем когда-то состоящих в отношениях людям идеей. Единственное, с чем не справляется Сайфуллаева, так это с жанровыми особенностями и сценарными драматургическими изысками. Фильм больше напоминает социальный комментарий, аккуратно профинансированный Министерством культуры, чем авторское высказывание на актуальную тему.
Основных действующих лиц в фильме не так уж и много, поскольку он концентрирует своё внимание лишь на двух героях. Не теряя напрасно времени, фильм сходу знакомит зрителя с девушкой по имени Лена (Евгения Громова), которую с первых же кадров режиссёр помещает в эмоциональный вакуум. Героиня закрыта от всего мира, но больше всего – от своего мужа Серёжи (Александр Паль), артиста провинциального драмтеатра. Оба персонажа целыми днями пропадают на работах, растрачивая энергию на всё, что угодно, кроме общения друг с другом. Непродолжительное отсутствие секса в отношениях навевает Лене странные мысли об изменах мужа, который то и дело переписывается с некой Катей – коллегой по театральной сцене.
И, по сути, «Верность» – это кино-палка о двух концах: одни сразу же проникнуться её бытовой простотой, а другие – будут скучать весь просмотр. Всё дело в том, что весь сценарий напоминает один большой снежный ком, запущенный с обрыва главной героиней на пятой минуте фильма. Лена подглядывает в телефон мужа и находит там странное сообщение от той самой Кати: «Эта ночь изменила многое!». Фраза из спектакля или же реальная измена? Хороший вопрос, который Лена даже не думает задавать, окончательно замыкаясь в себе, тихо плача и занимаясь самобичеванием. В этом плане у Сайфуллаевой получилась идеальная однокадровая история: главная героиня сидит за столом, читает сообщение, молчит и, как следствие, накручивает себя.
«Разговаривайте со своей второй половинкой» – главный тезис фильма и, соответственно, вся идея картины. Не предугадать «небывалых масштабов» сюжетный поворот совершенно невозможно, поскольку предсказуемость – лучший друг «Верности», изрядно портящий просмотр. Из-за этого смотреть на то, как Лена осознанно идёт на измену, вступая в мимолётные половые связи с первыми встречными юношами и женатыми мужчинами, выглядят приторно с убивающей весь интерес тоской. У режиссёра получилось лишь показать неоднозначность ситуации, в которую главная героиня затягивает себя, но никак не выстроить хитросплетённый пазл. С одной стороны, Лена по глупости изменяет своему мужу, а с другой – пытается самоутвердиться, стараясь заполнить внутреннюю пустоту, которая есть только из-за отсутствия общения хоть кем-нибудь.
Из-за того, что режиссёр намерено не особо то и раскрывает Лену и Серёжу, дабы сделать их образы максимально размытыми, чтобы зритель сам подгонял их под свои реальные аналоги, сопереживать их отношениям на уровне сценария не очень то и получается. В этом плане роль привлекать всё внимание к себе и к своему персонажу ложиться на плечи актёрам, которых не так уж и много, но все они запоминаются. Да и вообще, «Верность» больше походит на камерную драму в четырёх стенах без лишних сцен и героев – режиссёр показывает лишь самое нужное и важное, не тратя время на кого-то третьего. Есть Лена и её окружение: коллеги по работе, клиенты, есть Серёжа: театр, зрители, и, опять-таки, коллеги.
Выделяя актёров, первым в списке можно назвать Александра Паля – его героя в фильме от силы всего минут пятнадцать, но, чёрт возьми, актёр делает всё, чтобы эти минуты стали незабываемыми фрагментами картины. Во-первых, Паль исполнил, на данный момент, свою лучшую роль в кинематографической карьере. За его персонажем интересно наблюдать, он чувствуется живым и не фальшивым. Во-вторых, пускай режиссёр не раскрывает бэкграунд своих персонажей, за Сайфуллаеву это идеально делает Паль. Серёже веришь, он проговаривает свои фразы так, будто бы пропускает через себя. В особо эмоциональные моменты Паль и вовсе творит такие чудеса, что полностью перекрывает свою коллегу Евгению Громову, которая смотрится довольн бледно рядом со своим сценическим мужем.
Евгений Громова – главная проблема фильма. Если разбирать Лену как исключительно внешнюю обёртку – она потрясающая женщина, с приятными чертами лица и красивой фигурой. Рассказ в «Верности» идёт от лица именно Лены и конкретно с ней зритель проводит больше всего времени. Будь то интимные, одинокие или же в конце концов эротические моменты – смотрится всё это не слишком вразумительно. Громова, по всей видимости, до конца за весь съёмочный процесс так и не смогла расслабиться в кадре, из-за чего её скованность и нерешительность губит одну из самых важных деталей жанра – страсть. Проговаривая свои реплики, актриса словно засыпает, заставляя зрителя невольно зевать в ожидании очередного появления кого-нибудь ещё на экране, кроме главной героини.
А теперь самое главное, то, из-за чего большинство вообще клюнуло на этот фильм – секс. И если бы не громкий приём на Кинотавре, «Верность» бы попросту затерялась на российском рынке, пройдя мимо зрителей, получив минимальную поддержку прессы. Эротические сцены сняты как обычные эротические сцены из любого другого фильма со взрослым рейтингом, не более. В этом плане «Верность» повторяет судьбу когда-то нашумевшего отечественного фильма «Вдох-выдох», пиар-кампания которого точно так же апеллировала его лесбийско-откровенными сценами сексуального характера. На деле же, картина просто время от времени показывает женские гениталии на общих планах, стыдливо прикрывая половой акт случайными объектами во время съёмок секса.
И уж тем более ничего смелого в «Верности» нет – все эротические сцены сняты весьма примитивно и до неприличия для жанра скованно. Если даже сравнить фильм Сайфуллаевой с вышедшим почти одновременно в прокат «Текстом» Клима Шипенко, то последнего смело можно называть автором порнографического романа. Более того, режиссёр не смогла разделить все сексуальные сцены ни эмоционально, ни содержательно. По идеи, моменты, когда Лена изменяет мужу должны выглядеть как что-то неправильное, непристойное или же мерзко. А вот секс с мужем – как что-то страстное, интимное и волшебное. На деле же, что в сценах без Паля, что в сцене с Палем Громова отыгрывает одну и ту же кукольную модель, имитируя секс на большом экране.
Забавное наблюдение: из-за этого зачастую кажется, что персонаж Александра Паля занимается сексом с малоподвижной силиконовой куклой, а не с живым человеком. И примерно этим же сам фильм и закапывает сам себя: «Верность» – правильное на бумаге, но неудавшееся на этапе реализации кино со слабым сценарием, держащимся на морально правильных мыслях. Чего-чего, но шумихи вокруг себя эта картина уж точно не заслуживала. Назвать «Верность» плохой – язык не повернётся, назвать чем-то хорошим – получится лишь за отдельно взятые моменты. Вот и выходит: ни рыба, ни мясо. Это фильм, который в любом случае можно понять, но далеко не каждому он может прийтись по душе. Хотя с главной своей задачей фильм справляется: говорить с окружающими о нём так или иначе хочется.
Оценка: 7 из 10
«Верность» – в прокате с 31 октября
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ