18 апреля ушёл из жизни выдающийся режиссёр, мастер русского психологического театра, Леонид Ефимович Хейфец. Эпоха великих неумолимо покидает нас, но их творческое наследие навсегда остаётся на Земле: патриарх отечественной режиссуры и педагогики, воспитавший несколько поколений режиссёров и актёров, продолжает жить в своих учениках и в своём уникальном творчестве, сохраняющем и приумножающем незыблемые традиции русского психологического театра, фундаментом которого является жизнь человеческого духа. В спектаклях Леонида Хейфеца мы всегда видим не игру, а жизнь на сцене.
Премьера постановки состоялась 20 ноября 2010 года, с 12 декабря 2014 года спектакль идет на Сцене на Сретенке, камерная атмосфера которой располагает к особо доверительному диалогу между артистами и публикой и стирает границы между сценой и зрительным залом.
Спектакль отмечен престижными профессиональными премиями и наградами - Диплом симпатии жюри IV международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера» (г. Мытищи, 2012); Лучший спектакль на I Международном фестивале классической драматургии им. А. Островского «Горячее сердце» (г. Кинешма, 2013); Участник Международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» (г. Березники, 2015).
Но главная награда - это, конечно, любовь публики! На постановке всегда аншлаги, как и на других спектаклях Хейфеца: публика, которая ценит в театре не эпатаж и пошлость, а глубину мысли и искренность чувств, возвращается на спектакли мэтра снова и снова. Радостно, что возрастной диапазон зрителей варьируется от юных подростков до людей зрелого и преклонного возраста: именно в детстве и юности формируются наши морально-нравственные качества и воспитывается вкус.
Самодовольный зажиточный купец преклонного возраста и капризного нрава Ермил Зотыч Ахов (Виктор Запорожский) уверен в абсолютной силе и могуществе денег. Он считает, что люди, не имеющие такого финансового благосостояния, просто обязаны покорно повиноваться «хозяевам жизни».
Несмотря на внушительные капиталы Ахов безмерно одинок - за скверный характер от него отвернулась вся семья.
Как известно, «седина в голову, бес в ребро»: чтобы скрасить своё одиночество, купец решил жениться на бедной молодой соседке, красавице Агнии (Наталья Палагушкина), прелестной юной девушке, воспитанной в лучших купеческих традициях бедной, но порядочной матерью Дарьей Федосеевной, вдовой купца Круглова (Оксана Киселёва).
Ермил Зотыч уверен в своей неотразимости и считает себя «подарком судьбы» для Агнии и её матери, поэтому ждёт почтения, покорности и благодарности за внимание.
Только Агния и Дарья Федосеевна – совсем не меркантильные «сороки», которых можно купить за роскошь, главными ценностями для них являются истинные чувства, которые не продаются. Агния влюблена в молодого красавца Ипполита (Всеволод Макаров), доброго, трудолюбивого, порядочного парня, который, по иронии судьбы, является племянником Ахова.
Как это часто бывает с сильными мира сего, Ермил Зотыч совсем не умеет ценить чужой труд - бескорыстно и честно служащего ему племянника наглый купец ни в грош не ставит, да ещё и норовит прилюдно унизить, оскорбить.
Безусловно, и девушка, и мать понимают, что «и крепка тюрьма, да кто ей рад», но в то же время мать-вдова на своём примере знает: «Говорят, не в деньгах счастье. Ох, да правда ли? Что-то и без денег-то мало счастливых видно».
Как перехитрить того, у кого и власть, и деньги? Не будь у Агнии такой умной и гордой матери, ох, непросто было бы девушке удержаться от соблазна и не променять молодость и свободную жизнь на золотую клетку.
В восхитительном воплощении многогранных артистов на сцене разворачивается яркий калейдоскоп колоритных образов.
Благородная Дарья Федосеевна в воплощении Оксаны Киселёвой - интеллигентная женщина с чувством собственного достоинства. Этот персонаж - эталон того, как родители любят и оберегают своих детей.
Ермил Зотыч в искромётном воплощении Заслуженного артиста России Виктора Запорожского хоть и высокомерный, циничный купец, потерявший любое чувство критики от своего «величия», но и он не лишён человеческих качеств. В некоторых сценах его становится даже жалко - это бесконечно одинокий человек, который так и не научился ценить тепло человеческих сердец. В сцене, когда Ипполит пытается заполучить у дядюшки законно заработанные деньги, Ермил Зотыч даже в какой-то момент проявляет милосердие. Но так кажется на мгновение - потом мы понимаем, что он просто боится огласки и общественного мнения.
Наталья Палагушкина и Всеволод Макаров пронзительно и проникновенно воплощают на сцене и робость первого чувства, и трепетную нежность, и трогательное смущение, и твёрдую уверенность в силе своей любви.
Важную лепту в развитие действия вносят и обаятельные служанки, ключница и дальняя родственника Ахова Феона (Людмила Соловьева) и кухарка Кругловой Маланья (Анна-Анастасия Романова). Этих героинь можно назвать хранительницами традиций.
Атмосфера патриархальной Москвы воссоздана и в декорациях, и в костюмах героев.
Художник-постановщик Валерий Фомин оформил пространство лаконично, но ёмко - скромный интерьер избы Кругловой мгновенно сменяется роскошным убранством дома Ахова.
Художник по костюмам Ольга Кулагина облачила персонажей в изысканные стильные наряды, которые не противоречат модным канонам эпохи, но вполне могли бы иметь место и в сегодняшней моде.
Сцены из московской жизни «Не все коту масленица» сам Островский считал «скорее этюдом», чем пьесой. Но, как показала сама жизнь, автор деликатно «скромничал»: на протяжении полутора столетий «Не всё коту масленица» является одним из самых колоритных и самобытных произведений, которые не сходят с подмостков разных театров мира. И что самое парадоксальное: пьеса не то, что не теряет своей актуальности, а, кажется, становится с каждым годом ещё более «злободневной».
Современные девушки всё чаще выбирают «золотую клетку», принося искренние чувства в жертву капиталам и достатку. А престарелые, но состоятельные мужчины, пытаются обрести «вторую молодость» в компании молодых красавиц, которые в стремлении к роскоши и благополучию зачастую теряют самих себя.
Нет, конечно же, бывают исключения, когда разница в возрасте не является помехой для искренних чувств, но произведение Островского и спектакль Хейфеца о другой ситуации.
Вредный похотливый «кот» благодаря изобретательности и находчивости гордой Купчихи остаётся без «масленицы» и получает мудрый урок.
В самобытную атмосферу вечной классики погружалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра им. В. Маяковского
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.