В мире великой иллюзии кинематографа множество жанров и направлений. Как правило, мы хотим прочувствовать во время киносеанса разнообразный спектр эмоций в самой широкой амплитуде. Только эмоции бывают разные –есть адреналин, драйв и эйфория зрелищного жанра, испытав которые можно на время забыть о насущных проблемах и неурядицах, «переключиться» в другую реальность, но есть и такие картины, которые до боли близки к реальной жизни, проблемам, сомнениям, страхам, живущим внутри каждого из нас. Как же полезно, придя в кинотеатр, наблюдая за экранными героями, получить возможность сквозь призму наблюдения взглянуть со стороны на свою собственную жизнь, что-то понять и переоценить, кого-то простить.
Именно такие фильмы, резонирующие в самое сердце, нитевидным пульсом пронзающие самые потаённые уголки души, от мельчайших капилляров до жизненно важных сосудов, можно назвать самыми важными и нужными для человеческой души.
К таким кинокартинам можно отнести фильмы режиссёра Андрея Звягинцева, пожалуй, самого именитого Российского режиссёра нашей эпохи, лауреата Венецианского и Каннского кинофестивалей, премии «Золотой глобус» и многих других званий и наград.
В этом репортаже речь пойдёт о новом фильме Звягинцева «Нелюбовь», который несколько дней назад завоевал приз жюри на 70-м Каннском кинофестивале. Картина совместного производства России, Франции, Германии и Бельгии.
1 июня кинолента вышла в Российский прокат, а накануне - 31 мая в Москве состоялась пресс-конференция с создателями картины.
В пресс-конференции приняли участие продюсеры Александр Роднянский и Глеб Фетисов, оператор Михаил Кричман, исполнители главных ролей – Марьяна Спивак, Алексей Розин и, конечно, режиссёр Андрей Звягинцев.
Синопсис фильма «Нелюбовь»:
Фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) — ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает.
Александр Роднянский: «К картинам Звягинцева всегда есть интерес в мире, а к фильмам-участникам Каннского фестиваля – вдвойне. Фильм продан во все без исключения страны мира и выйдет в прокат во всех странах мира. К фильмам, которые в Каннском конкурсе вызывают резонанс, международные дистрибьюторы проявляют совершенно небывалый интерес. Мы часто сталкиваемся с такой проблемой - наши реалии для иностранцев нужно переводить, интерпретировать (так было, например, с некоторыми моментами фильмов «Елена» и «Левиафан»). В фильме "Нелюбовь" ничего переводить не надо - это касается любой семьи в мире. Поэтому за рубежом точно так же переживают и плачут, когда смотрят эту картину, как это, я надеюсь, будет происходить у нас.
Когда говорят о какой-либо целевой аудитории разных картин, это не совсем верно. Не хочется навсегда зачислять людей либо в любителей большого зрелищного аттракциона, либо в любителей высокого искусства. Я убежден в том, что фильмы Звягинцева не герметичны, их может смотреть любой человек. Там нечего толковать, не нужно разбираться в прихотях киноязыка. Просто нужно включиться и проделать внутреннюю работу. С 1 июня у картины начинается самый большой в истории фильмов Звягинцева прокат. Приятно отметить, что уже есть предпродажи билетов, сопоставимые с большими жанровыми картинами. Это не значит, что "Нелюбовь" соберет столько же, сколько эти картины. Но это значит, что есть категория людей, которая хочет смотреть серьезное кино. Им просто нужно давать такую возможность. Что мы и делаем совместно с партнёрами!»
Глеб Фетисов: «Я прочитал сценарий, он меня потряс. Александр Роднянский организовал встречу с Андреем. У него есть одна черта, которую я не встречал ни у одного Российского режиссёра. Мне, как человеку бизнеса, это очень важно: Звягинцев –необыкновенно чёткий ответственный человек, всё, что он говорит, выполняет чётко, до мельчайших деталей. Отклонения возможны только в случае стихийных событий. Такого рода творческих людей я пока не встречал».
Марьяна Спивак: «Как и все артисты попадают в кино, я приехала на кастинг. Так получилось, что я была первой из претенденток, кто приехал на пробы. Пробы продолжались полгода, общение, обсуждение. Никому не решалась сказать, что пробуюсь на роль в новом фильме Звягинцева, до тех пор, пока не было окончательного решения. Я актриса, работаю 11-ый год в театре Сатирикон, закончила школу-студию МХТ, в большом кино «Нелюбовь» -мой первый опыт».
Андрей Звягинцев: «Мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришёл домой и крепко обнял своих близких, с сердечным посылом к эмпатии, объединению, состраданию и уважению другому. Не имеет никакого значение эволюционировали ли герои или нет, и что с ними дальше было. Герои – всего лишь экранные тени наших страхов, сомнений, иллюзий, созданные для того, чтобы мы получили инъекцию созерцания собственного удела. Цель картины – попадание в сердце и сознание, во всевозможные фибры души, чтобы зрители после выхода из кинотеатра могли подумать о себе».
В картине затронуто огромное количество тем и вопросов, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек –от морально-нравственных до социальных, от трагичных до ироничных. Поиск гармонии, эгоизм, равнодушие, бесчувственность и чёрствость, проблемы отцов и детей, детские психотравмы, квартирный вопрос, «селфи»-мания, виртуальное и реальное пространство, бездействие и бюрократизм государственных структур и, как антипод, милосердие простых людей – на примере реально существующего поискового отряда "Лиза Алерт", волонтёры которого по всей стране ежедневно спасают сотни жизней.
Мы, люди, интересно устроены - всегда что-то ищем, стремимся к каким-то (порой совсем призрачным) вершинам и горизонтам, близко к сердцу принимаем даже малейшие неудачи и разочарования, обвиняем в них кого угодно, но не себя, ищем гармонию и не находим её... Периодически у каждого из нас возникают мысли о разумном, важном и вечном: «А правильно ли мы живём?». Мы думаем, что «потом», «завтра», «через год», будет лучше. Не будет! Как сказал кто-то из великих: «Неважно, в каком ты живёшь мире, важно, какой мир живёт в тебе... Ибо внутренний мир станет отражением мира внешнего...»
С Андреем Звягинцевым невозможно не согласиться - зрители фильма «Нелюбовь», словно сквозь замочную скважину или приоткрытую дверь, заглядывают в судьбу таких же людей, как они сами, в каких-то моментах узнают себя или своих близких. Но только тени экранных героев исчезают вместе с титрами, а мы –настоящие, остаёмся, и в наших силам поменять что-то в самих себе! Кинолента -лакмусовый индикатор общества.
Название «Нелюбовь» - не символ отрицания, а напротив, диссонанс и светлый луч надежды, что всё же Любовь живёт в каждом, но немногим удаётся её найти!