«Вечно то, что человечно!» - эта фраза является лейтмотивом замечательного Театра «У Никитских ворот», расположенного в историческом центре Москвы. Вот уже четыре десятилетия под чутким руководством своего создателя и художественного руководителя, Марка Григорьевича Розовского, театр «У Никитских ворот» украшает культурное пространство столицы многогранными драматическими спектаклями и мюзиклами, поставленными и воплощёнными с большой любовью к Человеку и уважением к его достоинствам и недостаткам, соблазнам, сомнениям и стремлениям.
27 марта, во Всемирный день театра, театр отметил 40-летие. В честь знаковой даты мы хотим рассказать о спектакле «История лошади», который является одной из визитных карточек камерного пространства, живописно раскинувшегося на площади «У Никитских ворот».
Пьеса «История лошади», созданная Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым в жанре «русского мюзикла» на основе классической литературы, живёт на сцене с 1975 года. Это единственный русский мюзикл, который был поставлен на Бродвее.
В Театре «У Никитских ворот» сейчас идёт сценическая версия спектакля, премьера которой состоялась в 2012 году и была приурочена к открытию Новой сцены театра.
Литературная основа пронзительной и проникновенной «Истории лошади» - повесть Льва Толстого «Холстомер».
В сюжете философской притчи пегий мерин Холстомер рассказывает о своей судьбе, насыщенной затейливыми жизненными лабиринтами и сложными испытаниями. В метафоричном и аллегоричном синтезе лошадей и людей создатели спектакля размышляют о незыблемых ценностях добра и зла, животных инстинктах и человеческих достоинствах, о правде и лжи, вере и грехе, прощении и предательстве, об ответственности за каждый поступок, кодексе чести и достоинства в словах и делах…
Несмотря на сложную, наполненную суровыми испытаниями и предательствами судьбу Холстомера, в спектакле, как и в жизни, есть место и юмору, и доброй иронии, и трепетной ностальгии.
В образе Холстомера предстаёт народный артист России Владимир Юматов (в другом составе этого героя воплощает заслуженный артист России Александр Масалов).
Владимир Юматов в безграничном спектре чувств проживает судьбу своего персонажа: от наивности, беззаботности и безмятежности юности до одинокой больной старости. Несмотря на все испытания Холстомер сохраняет своё достоинство и благородство - он не озлобился, не ожесточился и не зачерствел душой, в нём гораздо больше человеческого, чем во многих людях, заблудившихся в примитивных желаниях и иллюзорных амбициях.
Главным героем из мира людей в жизни Холстомера является самый любимый его хозяин, князь Серпуховской (его в разных составах воплощают заслуженный артист России Денис Юченков и Константин Иванов). В этом персонаже витиевато переплелись благородные поступки и пороки. Князь стал для Холстомера как олицетворением самых счастливых дней жизни, так и причиной рокового испытания, навсегда подорвавшего здоровье сильного выносливого мерина.
Юмористический акцент весёлого колорита вносит в спектакль заслуженный артист России Юрий Голубцов, который воплощает роль кучера Князя Серпуховского Феофана.
Согласно оригинальной задумке создателей некоторые актёры, задействованные в спектакле, параллельно предстают в образах лошадей и людей, и это очень изящная аллюзия: на примере табуна лошадей постановка ведёт с публикой диалог о человеческом обществе, пороки которого неискоренимы на протяжении многих столетий, обществе, в котором от эволюции до деградации всего один шаг.
Обворожительная Виктория Корлякова (в другом составе Николина Калиберда) воплощает роль кобылы Вязопурихи, а также предстаёт в образе цирковой артистки Матье и в роли последней хозяйки Холстомера Мари.
Обаятельный Игорь Скрипко с задором и куражом воплощает бравого, бодрого, энергичного, уверенного в себе коня по кличке Милый, а затем актёр гармонично трансформируется в образ Офицера, для которого нет запретов и табу.
«Так, право, сладко - ликовать без узды!» - эту фразу можно назвать жизненным кредо как Милого, так и Офицера. Под уздой в данном контексте понимается нравственность, а не призрачная пленительная свобода.
С восторгом и восхищением отметим блистательный актёрский ансамбль спектакля, который балансирует между человеческим обликом и лошадиным табуном.
В этих контрастах и парадоксах искусно завуалировано огромное количество метафор.
Важным вектором повествования является размышление о классовых различиях, несправедливости каких-либо иерархий и дискриминаций не только в поведении, но даже в мировоззрении. Жестокость и ведомость людей также отражена на примере табуна лошадей, который готов уничтожить того, кто не такой, как они.
«Ничего беззащитней живого, беспощадней живых - никого!»
«История лошади» затрагивает потаённые струнки души, резонируя в самое сердце. И хотя в финале зрители разных возрастов не могут сдержать слёз, благодаря синергии мудрого сюжета, мощной музыкальной палитры с восхитительным актёрским воплощением постановка оставляет после себя не беспросветную грусть о жестокости общества, а дарит светлый луч надежды, что добро, любовь, верность и порядочность никогда не будут повержены никакими пороками.
Три часа действия, словно табун резвых лошадей, проносятся на одном дыхании и дарят незабываемый калейдоскоп эмоций в самой широкой амплитуде. Те люди, для кого искренность и мораль не пустой звук, и для кого в приоритете не примитивные инстинкты, а душевная глубина, безусловно, по достоинству оценят этот потрясающий спектакль.
В ближайшие месяцы «Историю лошади» в Театре «У Никитских ворот» можно увидеть 10 мая.
В потрясающую "Историю лошади" погружалась корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - : Анастасия Ентякова/Пресс-служба Театра