Сериал, запущенный АиФ по мотивам детских дневников, прошел экватор: в эфир вышла шестая серия анимационного проекта по «Детской книге войны». Блокадный Ленинград, Сталинград, Ялта, немецкий рабочий лагерь – локации, в которых разворачивалось действие предыдущих серий. Новый эпизод снова возвращает зрителя в Германию на исходе войны. Освобождение мы видим глазами Бори Андреева, ленинградского мальчишки, угнанного на работы в угольной шахте, который вместе с «трофеями» - немецким биноклем, компасом и фонариком – привезет домой из плена и свой совсем не детский дневник.
![](/system/files/images/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202.jpg)
“Сегодня мне досталось как следует плеткой”.
«Сегодня умер один из нашей (ленинградской) партии - № 432».
«Сегодня в обед все отказались есть баланду. Комендант через переводчика спросил, поему мы не едим. Мы сказали, что такую баланду не дают даже свиньям, а вы людям даете».
Текст дневника читает Никита Михалков, принявший участие в озвучании «Детской книги войны» наряду с другими звездами отечественной культуры. Узнаваемый тембр актера и одновременно его глубокое вчувствывание в чужое дневниковое повествование держат ту завораживающую нить этого маленького кино, которая мгновенно затягивает нас в конец марта 1945-го, где под авиаударами союзников распыленная колонна узников пытается выжить – на пути к свободе или смерти.
В экранизацию, выполненную Студией Mozga, вошел кульминационный момент Бориного плена – переход через Эльбу. За кадром осталось то, что ждало выжившего остарбайтера после возвращения на родину: лесоповал - и обет молчания. Свой дневник Боря не показывал даже родным, и только после его смерти этот текст увидел свет в «Детской книге войны».
«Работа с детскими дневниками – это не только прикосновение к истории, но и к самому сокровенному и больному. К правде без прикрас, - говорит Руслан Новиков, генеральный директор Издательского Дома «Аргументы и Факты». – Сейчас, когда в эфир уже выпущена половина из серий проекта, по зрительскому отклику мы чувствуем, что в этой работе нам удалось сохранить интонацию и не исказить факты. Зритель вместе с нами понимает: перед ними история, которой можно верить».
До конца лета зрителя ждет еще 4 серии по «Детской книге войны».
«Отрисовка каждого кадра этого полутораминутного видео занимает порядка двух дней, - говорит Олег Агейчев, режиссер. – Ручная работа с рисунком на основе архивных материалов позволяет нам говорить о войне, как ее видели дети, понятным языком анимации – и с документальной убедительностью. Это формат, который внятен любому поколению – и может объединить всю семью за тем разговором о прошлом и будущем, в котором будет место не только лозунгам, но и прощению и надежде».