«Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте — и вы будете так счастливы, что это просто чудо!» - эту цитату из гениальной пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» можно назвать лейтмотивом одноимённого мюзикла в постановке Алексея Франдетти, премьера которого состоялась в октябре 2022 года в Санкт-Петербурге, в театре ТЮЗ им А.А. Брянцева.
В преддверии такого ожидаемого столичными театралами показа к публике с приветствием обратились режиссёр Алексей Франдетти, директор ТЮЗ имени А.А. Брянцева Светлана Лаврецова и директор Театра Российской Армии Милена Авимская. В рамках гастролей Питерский ТЮЗ привёз в столицу сразу два масштабных мюзикла - 24 апреля с аншлагом прошло «Обыкновенное чудо», а 25 - «Алые паруса».
К слову, самая большая драматическая сцена в Европе далеко не в первый раз принимает гостей музыкального театра из Северной столицы - например, осенью 2022 и зимой 2023 года Театр Армии распахнул свои двери для мистической «Дамы Пик».
Далеко не каждый театрал готов приурочивать путешествия из Москвы в Петербург и обратно к датам спектаклей, поэтому такие гастроли дают уникальную возможность зрителям увидеть шедевры города на Неве в Первопрестольной.
На культовом фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» выросло ни одно поколение зрителей, песни и цитаты из киноленты стали фразеологизмами, но не стоит проводить параллели: кино и театр - кардинально разные виды искусства. Каждый человек воспринимает культуру и искусство сквозь призму своей индивидуальности, поэтому у всех при прочтении или просмотре того или иного произведения возникают свои уникальные ассоциации.
Режиссёр театра и кино, актёр, художник, педагог, телеведущий, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», главный режиссёр театра «Ленком Марка Захарова» Алексей Франдетти - признанный Маэстро музыкального театра: постановки Алексея - это всегда гармоничный синтез формы и содержания, синергия эмоций и смыслов. «Обыкновенное чудо» Алексея Франдетти - чувственное, трогательное философское размышление о жизни и смерти, о любви и верности, о важности семейных ценностей и о Вечности.
В тандеме с восхитительной командой постановщиков и блистательными актёрами режиссёр создал масштабный мудрый мюзикл с уважением к авторам и с огромной любовью к Человеку!
Алексей Франдетти: «Пьеса Евгения Шварца как абсолютно гениальный материал предлагает любому постановщику вариативность. В нашем случае, мне показалось интересным акцентировать внимание на взаимоотношениях Волшебника и Хозяйки, которые находятся много лет в браке. Сохранение брака в сегодняшнем мире — это и есть то самое обыкновенное чудо, которое возможно между людьми. С другой стороны, мне конечно бы хотелось, чтобы наши зрители увидели яркую, добрую сказку с невероятно красивой историей любви Принцессы и Медведя. Если у нас получится усидеть на двух стульях, то, это и будет нашей победой».
Знаменитый сценограф, народный художник России Вячеслав Окунев, погружает актёров и зрителей в антураж железнодорожного вокзала - метафоричное пространство, в котором встречаются прошлое, настоящее и будущее, где одни горизонты открываются, а другие - навсегда исчезают. Центральная часть декораций - огромная лестница, на её ступеньках происходят все события. Лестница, устремлённая в небеса, тонкая аллегория, которая искусно коррелируется с глубоким содержанием и множеством смыслов, пронизывающим мюзикл.
Волшебник, в образе которого предстаёт один из самых любимых публикой актёров и певцов, Лауреат «Золотой маски» и множества других престижных профессиональных наград Иван Ожогин, верно и преданно любит свою жену: герой готов подарить ей весь мир и создать для неё сказку, в которой возможно всё.
"...И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. … Одни, правда, работали лучше, другие хуже, но я уже успел привыкнуть к ним. Не зачеркивать же! Не слова – люди."
Волшебник способен на очень многое, но, увы, он не всемогущ - ему придётся понять и принять то, что вечность разлучит его с возлюбленной... В роли интеллигентной Хозяйки предстаёт Анна Слынько. Их семейная пара с Волшебником - эталон нежности и любви, которую герои смогли пронести через всю жизнь и долгие годы брака. Евгений Шварц посвятил «Обыкновенное чудо» своей жене Екатерине Шварц, отдельные черты которой запечатлены в образе Хозяйки.
В какой-то степени проекция Волшебника и Хозяйки - Принцесса (Ксения Лазаревич) и Медведь (Фёдор Соколов). Изящные и искусные аллюзии и параллели намекают зрителям, что придумывая гротесково-гиперболизированный мир, именно в этих персонажах Волшебник видел себя и свою супругу. Эти трогательные герои - эталон неиссякаемой энергии юности и свободы, на глазах зрителей они проходят этап взросления, приобретают непростой жизненный опыт, но сохраняют пылкость сердец.
Особый шарм мюзиклу придают герои, которые вопреки роковым ошибкам юности, испортившим им жизнь, смогли сохранить свои чувства вдали друг от друга: экспрессивная и эффектная Придворная дама Эмилия (Нонна Гришаева) и обаятельный романтичный Трактирщик (Владимир Чернышов). В юности из-за глупой ревности герои потеряли друг друга, но время не смогло стереть их чувства - они продолжили любить, надеяться и верить, что судьба когда-нибудь подарит им новую встречу.
Юмора и гротеска действию добавляет харизматичный Король (Алексей Титков), колоритные Министры (Администратор - Кузьма Стомаченко и Первый министр - Данила Лобов) и нарцисс-охотник (Денис Гильманов).
Восхитительные костюмы заслуженного художника России, Лауреата премий «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот» Виктории Севрюковой - произведение искусства: образы каждого героя тонко и чутко отражают его личность. Художник по свету, Лауреат «Золотой маски» Иван Виноградов, с которым Алексей Франдетти сотрудничает регулярно, создал очень оригинальную и визуально привлекательную световую партитуру. Хореограф Светлана Хоружина виртуозно сделала пластику частью драматургии: как всегда в спектаклях Франдетти, хореография гармонично интегрирована в действие, снова и снова демонстрируя, что язык тела порой гораздо более красноречив. Неотъемлемая изюминка режиссёрского почерка - реквизит. В «Обыкновенном чуде» мы видим фирменные танцы с зонтами и подсвечниками и настоящие иллюзионные трюки, поставленные Валентином Соколовым.
Песни на великолепную музыку Геннадия Гладкова и ироничные аллегоричные стихи Юлия Кима - часть ДНК каждого из нас, на этих шлягерах выросло ни одно поколение - их знают даже те, кто никогда не смотрел культовый фильм Марка Захарова.
Романтичный дуэт Эмиля и Эмилии «Ах, сударыня» - отражение всех влюблённых сердец, которые готовы во всём уступать и потакать своим вторым половинкам.
«Куплеты Администратора» - олицетворение жизнеутверждающего оптимизма, в мюзикле эта ария выстроена настолько феерично, что брюки вредного корыстного Адмнистратора зажигательно и кокетливо «лёгким движением руки» превращаются в элегантные шорты. Этот мостик из настоящего в прошлое - дань памяти и уважения Андрею Миронову, не только блистательно воплотившего Министра-Администратора, но и сыгравшего множество знаковых и значимых ролей, которые входят в «Золотой фонд» кинематографа.
Изящно и искусно завуалированных «пасхалок» в мюзикле очень много!
Персонально самыми восторженными эпитетами хотелось бы отметить сольную арию Принцессы и, конечно, кульминационную «Прощальную песню», ту самую, которую все мы узнаём с первых нот по словам «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся легко…». В этом гармоничном умиротворении тревожным диссонансом ярко и точно прослеживается хрупкость бытия, непредсказуемость событий и фатальность судьбы…
Финал мюзикла Алексея Франдетти открыт - многоточие, как «следы на цыпочках ушедших слов», и дым, в котором растворяется всё, в том числе рано или поздно в этом призрачном дыме исчезнет каждый из нас. Что было в этой истории безусловной правдой, а что вымыслом воображения? Волшебник подарил своей жене добрую сказку или стремился сбежать от фатального одиночества и суровой реальности бытия?
Каждый зритель интерпретирует наполненный смыслами мюзикл сквозь призму своей личности. Как тонко и точно говорит Волшебник: «И в трагических концах есть своё величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых…»
Такие восхитительные постановки, как мюзикл «Обыкновенное чудо», действительно помогают о многом задуматься и многое осознать, мотивируют радоваться каждому мгновению жизни, ценить и оберегать своих близких, стремиться как можно чаще дарить им «Обыкновенное чудо» и, «наполняя заботами быт», безрассудно и неистово Любить, не уставая и не остывая!
Ближайший показ мюзикла на родной сцене пройдёт 29 июня. А Москва ждёт гастроли других прекрасных спектаклей Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева!
«Обыкновенным чудом» вдохновлялись:
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фотограф - Бирюкова Мария
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.