Художественный фильм «Аладдин» — очередная картина Walt Disney, продолжающая тенденцию студии киноадаптировать свои же классические мультфильмы под современный лад. Так печально сложилось, что преимущественно ремейки студии их бессмертных хитов, кроме финансового успеха, ничем особо похвастаться не могли. И вот на сцену врывается Гай Ричи — человек, чья карьера находится далеко не на пике успеха - после ряда кассовых провалов последних картин. Сложно сказать, как это ему удалось, но «Аладдин» — чуть ли не единственная киноадаптация студии, в которой чувствуется авторский подход режиссёра. Ричи сумел совместить восточную сказочность с чистейшим английским фирменным юмором. Всё то, за что публика так сильно полюбила Гая Ричи, в «Аладдине» хватает с лихвой. Последний, к слову, старается разогнаться на полную катушку, но у него не всегда это выходит из-за жёстких рамок студии.
В сравнении с оригиналом, сюжет практически остался без изменений, претерпев небольшие правки, а вектор истории заметно сместился. Современное прочтение «Аладдина» концентрирует своё внимание ни сколько на одном конкретном персонаже, а на целом ряде героев, чьи сюжетные ветки грамотно переплетаются и работают на общую историю. Фильм Ричи — не просто красивая восточная сказка, а полноценный воспитательный учебник на злободневную тему. Сам Аладдин (Манен Массуд) местами отодвигается сценаристами на второй план, поскольку авторы решили дать как можно больше времени каждому из центральных героев. Перечислять их нет смысла, ведь с этими персонажами знаком каждый. На «Аладдине» выросло несколько поколений, его историю любят во всём мире, а он сам — культурная ценность Walt Disney.
И режиссёр это прекрасно понимал, и подошёл к киноадаптации с максимальным трепетом и ответственностью. Заметно, что Гай Ричи не просто отрабатывает свой гонорар, дабы в будущем после успеха картины в бокс-офисе наконец-то снять что-нибудь не по заказу. Напротив, увлечённость Ричи в процессе чувствуется в каждой сцене. Стоит вспомнить, что Ричи — клипмейкер. Огромный опыт съёмки клипов и рекламы сказывается на то, как он работает с кадром, постановкой сцены и динамикой происходящего. И «Аладдин» остаётся верным всем традициям режиссёра, который благодаря большому бюджету смог раскрыть весь свой талант на полную.
Одним из самых излюбленных атрибутов фильмов Walt Disney всегда были и будут музыкальные номера. И именно в них Гай Ричи и выстреливает из всех своих тяжёлых орудий. Зачастую в картине поражают не сколько сами песни, к слову, исполненные великолепно, а именно их постановка. Всё умеренно красочно, с долькой безумия, отдающего восточным колоритом, а продолжительность номеров грамотно не занимает много времени, благодаря чему устать от песен зритель просто не успеет. Особенное удовольствие фанаты оригинала смогут получить от современной версии знаменитой «Арабской ночи» в исполнении сильнейшего вокала Уилла Смита под аранжировку гениального Алана Менкена — автора музыки к оригинальному мультфильму и восьмикратного обладателя премии Оскар.
Кстати, Уилл Смит ещё до выхода картины, воспринялся поклонниками оригинала, как главная ошибка фильма. Всему виной его неудачные выборы проектов в последние годы и неуместные высказывания по поводу и без. Само собой, как и ожидалось, переплюнуть Робина Уильямса Смиту не удалось, но и упасть в грязь лицом ему не посчастливилось. В настоящее время, его карьера практически находится на том же уровне, что и у Ричи. Поэтому роль Джинни для Смита стала не менее важным решением и шансом на реабилитацию, чем режиссёрское кресло для Ричи. Уилл Смит в этом фильме — главное очарование и звезда. Джинни Смита самобытен, он отличается от знакомого всем по оригиналу Джину, которого все и полюбили. И это несомненно плюс, ведь студия не сделала из Смита замену Ульямсу. Скорее, она позволила им существовать вместе, но в разных проектах, как два похожих и в то же самое время, совершенно разных персонажа.
Однако, к сожалению, с остальными героями не всё так гладко и весело. Очень весомый и важный промах ленты — её антагонист. Во-первых, как бы не старался актёр Марван Кензари, но он целиком и полностью не подходит на роль Джафара. Он слишком смазлив и спокоен для столь расчётливого и хладнокровного персонажа, чья харизма в оригинале пробивала все полимеры крутости. Во-вторых, Джафар в фильме — самый плоский и скучный персонаж с манией величия. В его поступках отсутствует мотивация, кроме безумного, даже детского, желания быть во всём всегда и везде первым. Более того, поскольку львиная доля сюжета строится вокруг Аладдина и его попыток при помощи магии Джина очаровать принцессу Жасмин, какое-то время Джафар вообще не появляется в сюжете, гуляя где-то по дворцу на третьем плане.
В какой-то момент картина начинает страдать от своих же попыток поднять как можно больше важных тем. Каждый персонаж характеризует своего рода конкретную проблему, которую сценарий разжевывает, а позже начинает проводить воспитательную деятельность. Это идеально работает с Аладдином, чья сюжетная ветка, как и весь лейтмотив картины, несёт в себе чётко сформулированную мысль, имеющую решение. Аладдин — герой, стремящийся к внешнему совершенству, он просит Джина преобразовать его в прекрасного принца, чтобы завоевать сердце принцессы. Вот только это не работает, потому что Джин изменил лишь облик и статус Аладдина в обществе, ничего не меняя внутри него. И мысль о том, что в первую очередь вес имеет не внешнее превосходство, а богатый внутренний мир — идеально передана словесно и визуально. Камера очень часто делает акценты на чём-то дорогом и красивом, но уступающем простому, приземлённому к семейному очагу и духовному развитию.
А вот, например Жасмин — персонаж пострадавший из-за современных тенденций. Модель Наоми Скотт хоть и не актриса, но её актёрская игра всё же держится на приличном уровне и не раздражает. Напрягает лишь место её героини в сюжете. Жасмин — олицетворение неуверенности в себе, она находится под жёстким влиянием отца и боится чувствовать себя собой. И по всем современным традициям, героиня визуально вырывается из рук мужской силы и пускай очень красиво и завораживающе поёт, глядя в камеру о своей смелости — но это вообще не работает в контексте всего фильма. Задумывалось, что героиня, достигнув эмоционального пика, эволюционирует, став сильной личностью — годами проверенный сильный ход, но он не выстреливает так, как должен был. Всё дело в том, что вся её смелость происходит в один конкретный момент ради блестящего музыкального номера, а затем снова куда-то испаряется.
Но при всех подобных минусах, смотрится картина Гая Ричи невероятно бодро. На данный момент, «Аладдин» — лучшая киноадаптация студии Walt Disney, у которого хоть и имеются ряд косяков, но все они меркнут на фоне всего произведения в целом. На недостатках попросту нет желания концентрировать своё внимание, из-за чего, спустя какое-то время после просмотра, они попросту вылетают из головы, в отличии от всего того хорошего, чего хватает в ленте Ричи. Это очень искренний мюзикл, сделанный с самоотдачей всей съёмочной группы фильм для нового поколения и старого, выросшего на оригинальном мультфильме. Визуально — красивая семейная сказка, чьи технические находки и исполнения завораживают и пробуждают в своём зрителе его внутреннего ребёнка, который, определённо, ещё на начальных титрах будет кричать от радости.
Как вообще можно ругать фильм, в котором Ковёр-самолёт — один из самых юморных и очаровательных персонажей?
Оценка: 7 из 10
«Аладдин» — в прокате с 23 мая