Дискуссии, мастер-классы и паблик-токи Открытого лектория «Культура 2.0» пройдут в пространстве петербургской библиотеки и арт-резиденции «ШКАФ» 17 и 18 мая. Организатором проекта в 2023 году выступает Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры». Эксперты обсудят редевелопмент индустриальных пространств, особое место университетских музеев в культурной среде и образовательном процессе, интеграцию программ лояльности в работу музеев, исследование аудитории и посетительского опыта, а также поделятся практиками по обеспечению цифровой доступности культурных институций и организации светового оформления музейных и выставочных пространств.
Открытый лекторий «Культура 2.0» — постоянно действующий дискуссионный проект, посвящённый технологиям в культуре в самом широком смысле этого слова. Приставка «2.0» подчёркивает, что проект создаётся для сотрудников культурных институций при их непосредственном участии. Участники Открытого лектория «Культура 2.0» меняют культурный ландшафт страны, сохраняя лучшее и привнося самые современные подходы.
17-18 мая онлайн-сессия Открытого лектория «Культура 2.0» пройдёт в мультиформатном креативном кластере — библиотеке и арт-резиденции «ШКАФ». Программа мероприятий ориентирована на сотрудников тех культурных институций, которые заинтересованы в более тонкой настройке физического, цифрового пространства и работы учреждения в целом под потребности постоянной и потенциальной аудиторий.
Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны, проходят с переводом на русский жестовый язык и транслируются онлайн. Необходима предварительная регистрация. Актуальное расписание онлайн-сессии доступно по ссылке. Отличительная черта онлайн-сессии — возможность в рамках обсуждаемых тем заранее задать вопрос или предложить свой кейс для разбора экспертами. Вопросы и кейсы направляйте на адрес culture2.0@rcfoundation.ru.
17 мая
Откроет программу двухдневной сессии дискуссия на крайне актуальную тему: «Университетские музеи — новая точка притяжения». В России насчитывается более 300 музеев в вузах. Двойственная природа таких музеев, являющихся и элементом системы образования, и полноценной культурной институцией, казалось бы, позволяет выбирать различные варианты развития, регулируя соотношение образовательной и культурной функций. На деле отсутствие у таких организаций правового статуса порождает проблемы с финансированием. В ближайшее время должен быть рассмотрен законопроект о правовом статусе университетских музеев. Что он даст вузовским музеям? О чём и зачем могут быть такие музеи? Одного сохранения истории университета мало — важно включать эту историю в образовательный процесс? Как коррелировать свою работу с образовательным и научным процессами? Может ли посещение музея быть частью образовательной программы? Какие способы привлечения посетителей наиболее эффективны?
Тему грамотного взаимодействия с аудиторией продолжит паблик-ток «Как и зачем исследовать своего посетителя?». Культурные институции впервые обратили внимание на посетителей благодаря одному наглядному опыту, заставившему музейщиков задуматься, понятна ли экспозиция зрителю, удобно ли её воспринимать? В 1916 году Бенджамин Гилман, секретарь Бостонского музея изящных искусств, опубликовал работу, посвящённую эксперименту, в ходе которого испытуемому предлагали выполнить ряд типичных для посетителей музея действий и фиксировали их на фотокамеру. Заслуга Гилмана — в создании первого документального свидетельства «неудобного музея»: на снимках было видно, что гостям музея неудобно рассматривать экспонаты, читать этикетки и просто передвигаться по залам. Спустя 100 лет посетителю культурной институции отводят всё более значительную роль. В рамках паблик-тока эксперты обсудят, какие задачи можно решить через изучение аудитории и как правильно проводить такие исследования. Что такое эффективное исследование музейной аудитории в наши дни? Какие методы и стратегии изучения аудитории существуют? Стоит ли нанимать штатного социолога или разумнее привлечь социологическое агентство? Чем отличаются исследования лояльной и потенциальной аудиторий? Нужно ли музею изучать интернет-аудиторию, поможет ли это привлечь новую публику в музей?
Мастер-класс «Свет в музейном пространстве» Алёны Осиной, основателя бюро светодизайна being.light, рассмотрит освещение как инструмент создания необходимой атмосферы и управления вниманием зрителя, а также как способ поддержать и развить концепцию выставочного пространства. Эксперт Открытого лектория объяснит, чем освещение выставочного пространства отличается от освещения постоянной экспозиции, как правильно составить техническое задание для светотехнической компании, и поделится наработками, которые помогут избежать ошибок при постановке света в музее.
18 мая
Участники дискуссии «Программы лояльности» обсудят, что представляет собой этот маркетинговый инструмент и каким он бывает. Эксперты «Культуры 2.0» сфокусируют внимание на программах лояльности, которые предлагают своим посетителям и партнёрам музеи. На каких принципах базируются современные «клубы друзей»? Почему для потенциальных «друзей музея» важно даже название программы?
Еще одной темой дня станет новая жизнь промышленных зон и объектов. Ей будет посвящён паблик-ток «Индустриальное прошлое и культура настоящего». Редевелопмент и ревитализация стали неотъемлемой частью развития российских городов. Бывшие заводы и фабрики превращаются в выставочные пространства, культурные центры, мастерские локальных художников, популярные зоны отдыха. Как происходит эта трансформация и включение таких объектов в социокультурный ландшафт территорий? Как культура может активировать производственные пространства и тем самым изменить весь район и даже город? От чего зависит успешное приспособление промышленных сооружений к новой культурной функции? И какой эта функция может быть?
Завершающей точкой двухдневной сессии станет мастер-класс «Цифровая доступность сайтов культурных институций». В работе учреждений культуры цифровая среда играет не менее важную роль, чем физическое пространство. Культурная институция должна быть доступна различным категориях посетителей и в реальной жизни, и в диджитал-сфере: посетитель должен иметь возможность воспользоваться сайтом, заранее взять билеты и спланировать свой визит. Опыт показывает, что «доступные» технологии полезны всем, поскольку с определёнными ограничениями могут столкнуться не только люди с опытом инвалидности. Травмы, возрастные изменения, появление детей — множество факторов влияют на нашу возможность свободно ориентироваться в интернете, пользоваться гаджетами и потреблять медиаконтент. Успешные практики в области внедрения цифровых технологий для обеспечения доступности учреждений культуры представит незрячий специалист в сфере невизуальной доступности Артём Плаксин, web-мастер, блогер и социальный деятель. Эксперт Открытого лектория расскажет о требованиях, которым должен соответствовать по-настоящему доступный цифровой контент, нужна ли версия для слабовидящих, с чего начать создавать доступный сайт и дорого ли он стоит. На конкретных примерах сайтов культурных институций эксперт расскажет об инструментах по улучшению доступности сайта.