«Достать ножи» – самый сложный для обсуждения фильм года. И дело здесь не в том, насколько режиссёр и сценарист ленты Райан Джонсон закручивает сюжет, водя зрителя за нос все два с половиной часа, находясь всегда на несколько шагов впереди, а в том, что «Достать ножи» – это чистокровный детектив в духе «кто же убийца?». Анализировать ходы Джонсона, раскладывать по полочкам и объяснять, как именно он извращается с жанром – убийственный подход к рецензированию фильма. Рекламная кампания картины – это пример того, как идеально нужно подавать в промо материал, подобный «Достать ножи». Восхитительный актёрский состав с артистами разных классов, возрастов и кинематографического багажа за плечами, в центре истории загадочное убийство, связывающее их всех воедино – что ещё нужно, чтобы заинтересовать потенциальную публику?
Первые полчаса фильм неспешно вводят в курс дела: после празднования своего 85-летия в кругу большой семьи, автор криминальных романов Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) был найдет мёртвым в своём особняке с перерезанным горлом. Самоубийство? Возможно. А может быть идеально спланированное убийство кем-то из членов семьи? Тромби заработал целое состояния на собственных литературных бестселлерах, он живёт в огромном, слегка готическом доме, пришедшем прямиком из произведений Агаты Кристи, прибыль от книг и авторские права позволяют жить и ни в чём себе не отказывать, а многомиллионный счёт в банке, кажется, не имеет предела. И при всём при этом у Тромби при жизни не сложилась, пожалуй, всего одна вещь: его отношения с членами семейства, которые были весьма напряжёнными.
Всё вышеперечисленное – это первые минут 15 картины, после которых Райан Джонсон начинает играть со зрителем в кошки-мышки, подкидывая всё новые клубки ниток. И как только зритель распутывает первый клубок, он с удивлением обнаруживает, что этот самый клубок прятал в себе клубок поменьше, но, тем не менее, скрывающий внутри себя ещё большую загадку. Из этого, по-хорошему, и состоит весь фильм – он играет со зрителем, умело развлекает его, обманывает и грамотно подкладывает осколки одной большой мозаики лишь для того, чтобы в ту же минуту мощным ударом кувалды разбить всю логическую цепочку, выстроенную зрителем. Поскольку дальше попросту невозможно говорить о «Ножах» без спойлеров, самым верным вариантом будет перейти к персонажам ленты. В этом плане есть о чём поговорить, даже более чем.
Детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) – огромнейшая заноза для любого расследования. Крэйг предстаёт в фильме сразу в двух амплуа: первое – типичный для детективного жанра крутой ищейка, способный по одной лишь только капле крови где-нибудь за плинтусом собрать за секунду у себя в голове причинно-следственные связи. Второе – Бенуа Блан – идиот, который, зачастую, перед собой в упор не видит улик. Доходит порой до полного абсурда – персонаж не замечает ни полицейские сирены, ни очевидные подставные игры рядом с собой. Герой Крэйга часто просто кичится тем, какой он первоклассный детектив, однако, когда действительно надо, он берёт дело и себя в руки и при помощи отличной режиссуры, работы с камерой и окружением кладёт его на лопатки, показывая себя во всей красе.
Сам Крэйг, хоть и занимает далеко не самую центральную роль, веселит больше остальных – он главная звезда фильма и особый атрибут для подшучивания над жанром. Его утончённые английские манеры, сочетающиеся с южным акцентом – полноценная феерия абсурда, которую режиссёр доводит до катарсиса каждый раз, когда детектив берётся за работу. У Крэйга в «Ножах» один из самых запоминающихся образов в его карьере: он и пафосно у камина посидеть может, ведя томные разговоры, смотря вдаль орлиным взглядом, о том, кто же убийца. Помимо этого, он может и на корточках поползать, вынюхивая, что да как, и покривляться на камеру, слушая музыку в плеере, и показать всю свою крутизну. Потрясающе.
Проще будет написать отдельное большое эссе о каждом члене семейства Тромби, чем перечислять их характеры, личные мотивы и отношение к умершей главе семьи. Говоря кратко: первый план уверенно занимают мастодонты американского кино. Кристофер Пламмер (умерший Харлан Тромби) – играет самого умного и рационального персонажа фильма, он напоминает именно гениального писателя, знающего про всех вокруг всё, и вся. Его дочь Линда (Джейми Ли Кёртис) характерно-обворожительная женщина со своим мужем Ричардом (Дон Джонс), кроме денег от своего отца особо-то никогда ничего и не хотела. Примерно о том же мечтал и старший сын Уолт (Майкл Шеннон), издающий книги своего отца, от которого он так же отчаянно пытался добиться полномочий для будущей возможности продать права Netflix на экранизации романов Тромби для дальнейшего заработка.
Вторым планом идут персонажи, имеющие не так много экранного времени, но успевающие развернуться в сжатом помещении максимально ярко. Накануне своей смерти, Харлан сильно поссорился со своим горе-внуком Рэнсомом (Крис Эванс), который ни разу в жизни не работал, предпочитая брать деньги у семьи. Особняком стоят вообще мало понятно, что забывшая в семействе, далёкая от разумного общения Джони (Тони Коллетт) со своей дочерью Мэг (Кэтрин Лэнгфорд), жившие точно так же за счёт Харлана в его особняке, выпрашивая, тем не менее, деньги на образование и прочие расходы. Всё логично: всё в этой семье крутится вокруг толстого кошелька Харлана Тромби, с которым каждый член семьи успел испортить отношения, а значит и мотив для убийства с целью получить наследство себе и только себе был у каждого.
При этом, самым приближенным человеком к центральной фигуре расследования оказывается простая служанка Марта, в исполнении милейшей Аны де Армас. С ней Джонсон поступает максимально беспощадно: продолжая извращаться с детективной линией, он наделяет Марту самой неудачной для жанра особенностью – героиню в прямом смысле начинает тошнить от лжи. Стоит ей хотя бы подумать о том, что она гипотетически может врать, как тут же её желудок начинает извергать всё своё содержимое наружу. На ней персонаж Крэйга и решает остановить свой взор, сделав своей правой рукой в расследовании, после чего режиссёр устраивает такую грамотно написанную катавасию, что смотреть за всем действом одно удовольствие.
«Достать ножи» может похвастаться одним из самых оригинальных сценариев года. У Райана Джонсона есть все шансы реабилитироваться в глазах массового зрителя, после «Ножей» никакие уже «Последние джедаи» никого не будут интересовать. Пятый полнометражный фильм режиссёра, как и все его предыдущие, всё ещё остаётся в первую очередь авторским независимым полотном, в котором Джонсон продолжает оставаться верным себе, выворачивая жанровые основы наизнанку. Тем самым он оживил находящийся сегодня в не самом лучшем состоянии детективный жанр в кино. «Достать ножи» – яркий пример того фильма, в котором всё работает так, как надо: отлично сыгранная, талантливо написанная и мастерски поставленная развлекательно-ломающая голову картина (в духе лучших работ Агаты Кристи).
Большего этому фильму и не нужно.
Оценка: 8 из 10
«Достать ножи» – в прокате с 28 ноября