Американский писатель и сценарист Эрнест Клайн подарил миру один из самых оригинальных, феноменальных и своеобразных романом в истории. В своей книге «Первому игроку приготовиться» 2011-го года Клайн описал мир будущего, в котором по всем канонам наступила полнейшая разруха и дефицит продовольствия.
В этом мире приходится жить молодому парню Уэйду Уоттсу, для которого, как и для миллионов людей на Земле, единственным развлечением и смыслом жизни является виртуальный мир – OASIS. В отличие от жестокой, серой и тяжелой реальности в OASISе любой игрок может быть кем угодно и делать всё, что пожелает. Экранизировать «Первого игрока» вызвался сам Стивен Спилберг, для которого, по его собственному признанию, этот проект стал самым сложным в реализации. Главной фишкой книги была не просто виртуальная реальность, а то, что в ней могли встретиться абсолютно разные персонажи из гик или поп-культуры. Если писателям не нужно иметь авторские права на то, чтобы столкнуть на страницах своих книг Дюка Нюкема с Бэтменом, Трансформеров с Фредди Крюгером или даже Соника с Дартом Вейдером – то с кино всё обстоит совсем не так. Чтобы собрать на одном экране множество культовых персонажей гик-культуры, игровой индустрии и кинематографа, Спилбергу пришлось целых 2 года получать права на использование этих самых персонажей в небольших камео или же даже в главных ролях. Как только Спилберг заполучил немыслимое количество персонажей в свои руки, стартовало производство фильма. Стивен Спилберг предпочитает использовать визуальные эффекты лишь в том случае, когда они действительно помогают рассказывать историю. Для «Первому игроку приготовиться» использовали самые современные достижения в области компьютерной графики, а именно: технология захвата движения, игровые съёмки и компьютерная анимация.
А чтобы подчеркнуть красочность виртуального мира и суровость реального, постоянный оператор Спилберга Януши Камински снимал первый на цифру, а второй – на плёнку. В совокупности всё это дало ленте неповторимого качества и красоты картинку. Как и в первоисточнике, реальный мир – суровое место, в котором живёт молодой Уэйд Уоттс, роль которого исполнил отличный начинающий актёр Тай Шеридан. Уэйд – сирота, обычный парень, который при первом взгляде не производит впечатление героя. Он сообразительный, но его сложно назвать счастливым. Он вынужден жить со своей тётей и её вечно меняющими бойфрендами в Штабелях – трейлерном парке Коламбуса, штат Огайо. Если Уэйд простой и скромный юноша, то оказавшись в OASISе, он уступает место своему аватару Парсифалю, названного в честь рыцаря, нашедшего Святой Грааль. Парсифаль – полная противоположность Уэйда. У него есть друзья, с которыми Уэйд никогда не встречался в реальном мире, он уверен в себе, общителен, отважен и находчив. Иными словами, Парсифаль реализует то, на что у Уэйда в реальном мире не хватает смелости. Создатель OASISа – гениальный, эксцентричный и замкнутый гик Джеймс Холлидэй (Марк Райлэнс). В поисках наследника, перед смертью он завещал всё своё многомиллионное состояние и полный контроль над OASISом тому, кто первым сможет отыскать все пасхалки и пройти все секретные испытания. Главная цель – собрать три ключа. Игроки, посвятившие себя поиску ключей и выполнению испытаний, называют себя – пасхантеры. Но за 5 лет ни одному игроку не удалось найти хотя бы один ключ из трёх, пока Парсифалю, с помощью своей смекалки, не посчастливилось добыть первый ключ.
Получив ключ, Парсифаль получает подсказку, указывающею на местоположение второго ключа. С этого момента для него и его друзей начинается опасная дорога приключений, рассекать по которой Парсифаль будет на знаменитом Делориане. Одной из самых значительных проблем фильма является именно сценарий, а именно его проработка. Если к виртуальному миру абсолютно нет никаких вопросов, так как в самом начале зрителю дают понять, что в нём может происходить всё, что угодно и как угодно, то о реальном мире зрителю дают очень мало информации. Наступил дефицит продовольствия, огромный процент населения от скуки день за днём погружается в виртуальную реальность, а злобная корпорация «Innovative Online Industries» (IOI), в прямом смысле, берёт людей в рабство и заставляет их пахать на благо компании – это всё, что зритель может узнать о реальном мире из фильма. Но если на слабую проработку реального мира можно закрыть глаза, то на совершенно никакое раскрытие персонажей, как главных, так и второстепенных, не получается.
Персонажи просто есть. За весь фильм зрителям раскроют максимум трёх основных действующих лиц, а про остальных, видимо, просто забыли. Больше вопросов вызывает только любовная линия фильма. Она настолько нелепа, бездарна и плохо прописана, что в химию между героями поверить почти невозможно. Итог. «Первому игроку приготовиться» – безумно увлекательно-приключенческий фильм, отдающий дань уважения игровой индустрии, кинематографу и гик-культуре. Спилберг наполнил фильм таким огромным ворохом пасхалок, сколько не было ни в одном фильме до этого. При этом стоит заметить, что, благодаря музыке выдающего композитора Алана Сильвестри, картина наполнена не только визуальными пасхалками, но и музыкальными.
«Как многие из вас, я просто сбежал сюда, но нашёл нечто большее!»
Оценка: 9 из 10