На VI Санкт-Петербургский международный культурный форум, который состоялся 16-18 ноября 2017 года, приехали специалисты в области культуры и культурной политики, представители государственной власти, политики и бизнесмены разных стран. В этом году Форум прошёл под лозунгом «Стратегия развития культуры: кооперация поверх границ».
«Вот уже в шестой раз творческие деятели многих стран мира собираются в Санкт-Петербурге для того, чтобы обсудить с коллегами актуальные проблемы искусства, образования, сохранения исторического и культурного наследия, поделиться своими идеями, определить новые векторы развития в гуманитарном сотрудничестве. Ваше неравнодушие, взаимное доверие, стремление к партнерству еще раз убеждают в том, что культура представляет собой универсальный язык общения и взаимопонимания. Имеет колоссальный ресурс для объединения людей вокруг высоких гуманистических целей, - отметил Президент РФ Владимир Путин в приветственной речи на Гала-открытии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. - Именно культура сберегает и передает следующим поколениям самые важные, базовые ценности и ориентиры. Позволяет связать прошлое, настоящее и будущее. Сохранить самобытность, уникальность каждого народа. Помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся глобальном мире. И, наконец, культура, искусство, просвещение – это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают нам двигаться вперед. Мы высоко ценим то, что дух и смысл Санкт-петербургского культурного форума оказались востребованы».
К началу Форума на него зарегистрировались 33 679 участника, из них 12 175 человек - в профессиональном потоке, 21 504 человек - в общественном потоке. В этом году Форум принял 2 217 зарубежных участников и спикеров из 96 стран мира. В Форуме приняли участие представители стран СНГ, Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. В VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме приняли участие 49 официальных зарубежных делегаций. Из них 9 возглавлялись министрами культуры, 14 делегаций возглавлялись заместителями министров.
Как всегда, на несколько дней Форум захватил практически все культурные площадки Санкт-Петербурга. Основной площадкой стал Главный Штаб Государственного Эрмитажа. Деловая площадка разместилась в Российском Этнографическом музее. Общее количество площадок, задействованных на Форуме, - 179. В рамках Форума состоялось 454 мероприятия.
В рамках фестивальной программы звезды первой величины приехали в Петербург со всего мира, чтобы представить во время Форума наиболее актуальные постановки, концерты и перформансы. 220 мероприятий: впервые фестивальная программа прошла в столь расширенном формате. Среди них – совместное выступление Дениса Мацуева и Валерия Гергиева, концерты пианиста Бориса Березовского и оперной дивы Юлии Лежневой; театральные премьеры – спектакль Валерия Фокина «Крокодил» в исполнении Венгерского Национального театра, постановка Эймунтаса Някрошюса «Дзяды» с Театром Народовы (Польша) и молодого ирландского театра Dead Centre; российская премьера фильма «Вечеринка» - обладателя приза независимого жюри Guild Film Prize на Берлинском международном кинофестивале, а также российская премьера фильма-альманаха «20:17», приуроченная к столетию Российской революции 1917 года.
Столетие Российской революции 1917 года – одна из главных тем VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Форум стал площадкой профессионального обсуждения революционных процессов и их последствий с учётом исторических, искусствоведческих и культурологических аспектов. В рамках Форума прошла серия научных дискуссий и выставок, посвящённых трансформации культурного пространства России под влиянием событий 1917 года. Важным событием стала международная конференция «Культура в революции. Революция в культуре. 1917-2017», участие в которой приняли крупнейшие мировые деятели культуры и политические персоны. В их числе - Александр Чубарьян, академик Российской Академии Наук, научный руководитель Института всеобщей истории Российской Академии Наук; Тамаш Краус, профессор Университета имени Лоранда Этвёша (Венгрия); Уиллард Сандерленд, профессор истории Университета Цинциннати (США), Элизабет Хереш, баронесса, австрийский специалист по истории России, итальянский философ Джулио Джорелло и многие другие. Они постарались разобраться в причинах, характере и событийной истории Российской революции 1917 года. В 2017 году была издана коллективная монография Института российской истории РАН «Российская революция 1917 года: власть, общество, культура». На Форуме были представлены результаты этой большой исследовательской работы. В рамках конференции также было рассмотрено положение русского авангарда в художественном пространстве модернизма и культурном контексте ХХ века. Эксперты выявили истоки, определившие становление русского авангарда – его «национальные корни» и эстетическую революцию в западном искусстве.
Помимо дискуссий, в программу конференции вошла целая серия открытых лекций от выдающихся общественных деятелей, ученых и академиков - Министра культуры РФ Владимира Мединского, историка, писателя и публициста Льва Лурье, председателя Патриаршего совета по культуре, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова); чилийского писателя Артуро Фонтайна, известного художника и скульптора Михаила Шемякина; слависта, профессора Университета Южной Калифорнии Джона Боулта, российских писателей Михаила Зыгаря и Андрея Буровского. Конференция вызвала большой резонанс и интерес среди участников Форума.
Ещё одной темой Форума стало 135-летие со дня рождения выдающегося отечественного композитора Игоря Стравинского - самой авангардной и противоречивой фигуры в музыкальной культуре XX века. В честь юбилея российско-французский коллектив постановщиков представил гостям Форума современное прочтение знаменитого балета «Жар-птица» на музыку выдающегося русского композитора. Режиссёр-хореограф проекта – французский балетмейстер Режис Обадиа, получивший известность как руководитель Национального Хореографического Центра в Гавре и художественный руководитель Национального Центра Современного танца в Анже.
На Форуме было отмечено немало юбилейных дат. В БКЗ «Октябрьский» состоялся гала-концерт с участием звезд мирового балета, приуроченный к празднованию двойного юбилея Олега Виноградова - 80-летия хореографа и 60-летия его творческой деятельности. Отдельный блок был посвящён наследию мэтров отечественного искусства. К 100-летию Юрия Любимова был показан фильм Петра Щепотиника «Любимов. Хроники», а также организована дискуссия о наследии великого режиссера, создателя и художественного руководителя Театра на Таганке. Специальная выставка была приурочена к 100-летию Фёдора Хитрука - аниматора, автора мультфильмов «Винни Пух» и «Каникулы Бонифация». В экспозицию выставки «Век Фёдора Хитрука» вошли графические работы, эскизы, раскадровки из собрания Государственного центрального музея кино и личных коллекций. В рамках Форума прошёл фестиваль «Петербургские тайны Эльдара Рязанова», приуроченный к празднованию 90-летия со дня рождения легендарного режиссёра. 260 лет в этом году исполнилось Российской Академии художеств - старейшей художественной институции страны. В рамках юбилейных торжеств прошла научная конференция, анализирующая прошлое, настоящее и будущее Академии. В рамках Форума отметили 110-летие создания Императорского Русского военно–исторического общества (ИРВИО). В юбилейных торжествах приняли участие первые лица организации, находящейся на страже воинской славы России. На Форуме состоялось открытие памятной доски в Артиллерийском музее, а также церемония вручения общественных наград ИРВИО «Солдат Истории» - «За вклад в изучение, сохранение и популяризацию истории России».
Особое внимание было уделено социальной сфере. На Форуме состоялось заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов на тему «Культурный диалог государства и общества: создание условий для творческого развития личности». Экспертами обсуждались вопросы государственной поддержки творческих проектов с участием инвалидов в Российской Федерации, практики реализации инклюзивных проектов в сфере культуры и искусства, проблемы трудоустройства молодых людей с инвалидностью. На Форуме прошла премьера международной версии спектакля «In Touch/Прикасаемые» - первого в мире инклюзивного проекта с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров, созданного по пьесе, основанной на реальных историях и монологах героев. Также состоялась премьера спектакля «Anima Chroma/Живые картины», в рамках которого слепоглухие и зрячеслышащие актёры при помощи пластики танца показали рождение 7 картин из коллекции Государственного Эрмитажа.
В 2017 году специальный статус «страна-гость» Форума получил Казахстан, что подчеркивает особые отношения между странами. Официальную делегацию на Форуме возглавил Министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы. В рамках Форума прошли выступления лучших творческих коллективов страны. Впервые театр «Астана Балет» показал уникальную программу «Наследие Великой степи» - хореографические миниатюры и фрагменты балетов с ярко выраженным национальным колоритом. Программа ASTANA BALLET GALA также включила одноактный балет Love Fear Loss, навеянный историей необыкновенной жизни Эдит Пиаф, и показ балета «Клеопатра». Особое внимание было уделено национальному кинематографу: в ЦВЗ «Манеж» был показан фильм режиссера Ерлана Нурмухамбетова «Ореховое дерево».
Специальный статус «страна-гость» Форума также был присвоен Японии. В 2018 году пройдет перекрёстный год России в Японии и Японии в России. Форум задал правильный тон мероприятиям перекрёстного года, способствовал укреплению доверия и взаимопонимания между народами. Страна восходящего солнца была представлена делегацией из ведущих деятелей культуры и искусства, возглавил делегацию Рёхэй Мията – руководитель Агентства по делам культуры Министерства культуры Японии. К Форуму Япония подготовила специальную программу, раскрывающую культурный потенциал страны. Прославленная труппа Тадаси Судзуки Suzuki Company of Toga (SCOT) привезла в Петербург авторский перформанс «Сценические мифы и культура тела», предложив сценическое размышление о физических основах театра. В Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоялся музыкальный вечер, посвящённый творчеству Кадзухито Ямасита – одного из наиболее заметных современных классических гитаристов Японии. С концертом выступил ансамбль японского традиционного инструмента «Сямисэн» - японской трехструнной лютни. Ярким событием стало совместное выступление российского пианиста Бориса Березовского и японской скрипачки Акико Суванаи.
В рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума были подведены итоги международного проекта «Русские сезоны» в Японии, а также подписаны соглашения о проведении «Русских сезонов» в Италии в 2018 году. Главным событием стало подписание Меморандума о сотрудничестве в рамках «Русских сезонов» между Министерством культуры Российской Федерации, Департаментом культуры города Москвы и Комитетом по культуре города Санкт-Петербурга.
На Форуме был подписан целый ряд значимых соглашений в области международного культурного сотрудничества. Всего состоялось 100 подписаний договоров и соглашений. В числе достигнутых договоренностей – соглашение о сотрудничестве между Русским музеем и Художественным музеем Фудзи (Япония); соглашение Александринского театра с Пикколо театром ди Милано – Театром Европы о проведении Русских сезонов в Италии в 2018 году; меморандум о реализации двухстороннего проекта «Братья Карамазовы» между Венгерским Национальным театром и Александринским театром в 2019 году; соглашения между киностудией «Союзмультфильм» и СПбГИКиТ, между «Ассоциацией анимационного кино» и СПбГИКиТ о развитии российской анимации; четырёхсторонний Меморандум о взаимодействии Государственного Эрмитажа, Фонда «Эрмитаж XXI век», Выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам» и Аутсайдер Арт музея; соглашение о сотрудничестве между Союзом музеев России и ИКОМ России; договор о научном и культурном сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Исследовательским институтом культурного наследия и туризма Исламской Республики Иран; договор о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Фондом Ага Хана по культуре, который на протяжении 15 лет занимается вопросами сохранения культурного наследия в зонах вооруженных конфликтов.
Важной темой этого года стало сохранение и восстановление расположенных в Пальмире объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На пленарном заседании «Сохранение памятников в зонах вооруженных конфликтов» состоялся Акт дарения электронной копии трехмерной ландшафтно-архитектурной модели современного состояния объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Археологические памятники Пальмиры». Господину Риаду Хаддаду - Чрезвычайному и Полномочному Послу Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации - была передана не только трехмерная ландшафтно-архитектурная модель, но также ортофотомодель Пальмиры и описание всех объектов Пальмиры. Основная цель - восстановить древний город Пальмиры.
Форум также стал площадкой для обсуждения новых проектов и идей. В частности, во время Форума была выдвинута инициатива о проведении в 2019 году в Санкт-Петербурге Театральной Олимпиады. Инициатива была поддержана Президентом РФ Владимиром Путиным. На Форуме был представлен первый в отечественной практике документ, который затрагивает проблемы духового исполнительства - «Концепция сохранения и развития духового инструментального и оркестрово-ансамблевого исполнительства на духовых и ударных инструментах в Российской Федерации». В его обсуждении приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, исполняющий обязанности президента Ассоциации «Духовое общество», заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов, ведущие музыкальные деятели России. На Форуме также состоялась презентация Государственного исторического музея, посвященная созданию Центрального музея российского казачества. Экспозиция будет открыта в Южном корпусе Военной богадельни, построенной в середине XIX в. на Измайловском острове в Москве по проекту архитектора К.А. Тона. Музей, который станет частью комплекса Государственного исторического музея, планируется открыть к началу 2020 года.
Ряд важных инициатив были реализованы непосредственно на Форуме. На киностудии «Ленфильм» впервые состоялся коллоквиум ФИПРЕССИ – международной федерации кинопрессы, – посвященный российскому кинематографу. Для участия в нём в Санкт-Петербург приехали кинокритики, представляющие ведущие мировые издания о кино, отборщики важнейших мировых кинофестивалей. В числе ключевых спикеров мероприятия – куратор Международных фестивалей в Палм Спрингс и Чикаго, кинокритик Variety Алисса Симон; консультант Музея современного искусства MOMA (Нью-Йорк, США) и автор Film Comment и New York Times Годфри Чешир. На Коллоквиуме были организованы показы новых российских фильмов и творческие встречи с их авторами.
В Петербурге с успехом прошёл первый в России международный джазовый форум-фест Jazz Across Borders (JAB). Инициатором проведения JAB стал Народный артист России Игорь Бутман. Весной 2017 года Министерство культуры РФ поддержало его идею. JAB стал первой в России профессиональной площадкой для встречи представителей мирового и российского джазового сообщества, а также предоставил российским и зарубежным музыкантам уникальную возможность продемонстрировать свой талант перед ведущими продюсерами мира. Его участниками стали более 1100 любителей и профессионалов сферы джазовой индустрии из разных регионов России и 32 стран мира. Всего в рамках форум-феста состоялось более 50 разноплановых мероприятий: лекции, круглые столы, дискуссии, семинары, мастер-классы и концертные программы в культовых джазовых клубах города. Одним из ключевых событий стал Гала-концерт с участием легендарных джазменов Кёрта Эллинга, Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра.
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум стал драйвером развития международного фестивального движения. В рамках работы направления «Фестиваль фестивалей» ведущие эксперты фестивального искусства России и Европы обсудили вопросы культурного сотрудничества. В их числе - сотрудник по вопросам политики Европейской службы внешних связей Европейской комиссии, писатель, лингвист Диего Марани, экс-председатель Комитета по культуре и образованию Европейского союза Дорис Пак, исполнительный директор Эдинбургского фестиваля «Фриндж» Шона МакКарти, член международного жюри ЕFFЕ, директор Восточно-западного центра искусств в Сараево Харис Пасович, директор компании «Музыкальные проекты для Брюсселя» Патрик де Клерк и многие другие. Международные эксперты предложили России войти в программу Creative Europe - программу Европейской Комиссии, способствующую реализации международных проектов вне национальных и культурных барьеров, свободному творческому обмену. Также было принято решение о создании в России первой Ассоциации фестивалей, что обеспечит увеличение партнерских фестивальных программ и будет способствовать вхождению российской культуры в глобальный культурный контекст. На Зимнем международном фестивале искусств в Сочи под руководством Юрия Башмета, который ежегодно проводится под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума, планируется подписание декларации о создании Ассоциации фестивалей России, тем самым давая старт этому масштабному фестивальному проекту.
В ходе Форума были вручены премии: «Меценат года» - за наиболее весомый вклад в поддержку культурных проектов, Премия имени Анатолия Луначарского – уникальная награда, присуждающаяся работникам культуры нетворческих специальностей.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.