Правда у каждого своя, а истина – одна на всех. Рецензия на фильм «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ»

Новости

Правда у каждого своя, а истина – одна на всех. Рецензия на фильм «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ»

Правда у каждого своя, а истина – одна на всех. Рецензия на фильм «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ»

Ридли Скотт – культовый режиссёр, заслуженно вписавший себя в историю мирового кинематографа. Однако, последние лет так двадцать, имя постановщика перестало ассоциироваться с высокой планкой качества. Скотт, каким бы талантливым автором он не оставался бы, с годами словно потерял нюх на качественные и хорошо прописанные сценарии, из-за чего он снимает как хорошее, так и плохое кино без определённой периодичности. Как режиссёр Скотт продолжает расти лишь в технологическом плане, благодаря чему к технической стороне его проектов вопросов всегда меньше всего, но они всё же есть. Вот и историческая «Последняя дуэль» получилась такой же: визуально эпичной, громкой и зрелищной лентой, которую подводят лишь слабый сценарий и неоправданно затянутый хронометраж.

«Последняя дуэль» рассказывает реальную историю последней законной дуэли, произошедшей во Франции в XIV веке, описанную в одноимённой романе Эрика Джагера. Вернувшийся домой с войны нормандский рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) узнает, что его жену Маргарит (Джоди Комер) изнасиловал его старый друг и одновременно соперник Жак Ле Гри (Адам Драйвер). Однако мало кто верит словам женщины, а потому Жан де Карруж принимает радикальное решение, обратившись за помощью напрямую к королю Франции Карлу IV (Алекс Лоутер). Решивший отстоять честь жены в суде, Жан де Карруж бросает вызов Жаку Ле Гри, исход которого решит не только судьбу одного из дуэлянтов, но и самой Маргариты – в случае поражения мужа её будут должны сжечь заживо на костре.

И здесь, казалось бы, режиссёр представляет на суд публике классическую историю борьбы за истину, в которой правда сталкивается в неравной схватке с ложью. Вот только «Последняя дуэль» весьма удачно, хоть и с некоторыми оговорками, умело заигрывается с подачей подобного сюжета. Сценарий за авторством Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?»), а также оскароносных Бена Аффлека и Мэтта Дэймона выстраивает повествование подобно фильму «Расёмон» Акиры Куросавы – зрителю показывают одну и ту же ситуацию глазами разных участников событий по три раза. Благодаря этому «Последняя дуэль» начинает по-настоящему захватывать дух своей подачей, а предсказуемость истории и вовсе отходит на второй план, уступая концепции.

Несмотря на конкретное обозначение хороших и плохих, «Последняя дуэль» не делает из насильника Жака Ле Гри стопроцентного подонка, а из защитника Жана де Карружа рыцаря в белоснежных доспехах. «Последняя дуэль» – это кино о том, что правда у каждого человека своя, а вот истина – одна на всех. В данном случае истинной выступает изнасилованная женщина, в то время как мужчины пытаются отставить собственную правду. Жан де Карруж в первую очередь борется за себя, а не за честь жены, а Жак Ле Гри – за свои чувства к Маргарите, для которого его преступление было не изнасилованием, а мимолётной страстью. И дабы это наглядно показать, Ридли Скотт снова и снова показывает одни и те же сцены глазами трёх героев, демонстрируя не только на чём они акцентируют своё внимание, но и что чувствуют в тот или определённый момент.

Именно из-за этого длина картины и растягивается до 152-минутного хронометража, которые ей, честно говоря, не особо-то и нужны. «Последняя дуэль» ощущается не просто затянутой лентой, но и весьма перегруженной на далеко не самые ценные для сюжета детали, из-за которых зритель ближе к финалу попросту устаёт от неё. В идеале из фильма следовало бы вырезать добрых 30 минут, никак не меняя его структуры. Не оправдывает свой хронометраж «Дуэль» ещё и тем фактом, что за два с половиной часа она так и не смогла адекватно раскрыть ни одного из центральных персонажей в должной мере. Действия всех трёх основных героев конфликта весьма схематичны, они совершают те или иные поступки в угоду управляющей идеи фильма, а не потому, что ими движут эмоции или же что-то ещё.

Но даже при столь слабо прописанных персонажах, кино смотрится не без интриги и интереса. И всё благодаря феноменальным актёрским работам Мэтта Дэймона, Адама Драйвера и попросту восхитительной в роли Маргариты Джоди Комер. На втором плане так и вовсе блистает во всей своей красе блондин Бен Аффлек, отыгрывающий главную сволочь картины на все сто десять процентов. Сценарий, несмотря на все свои недостатки, все же не сковывал актёров в демонстрации своих умений, что, определённо, пошло фильму только на пользу. Зритель верит и Жану де Карружу Дэймона, и способен понять Жака Ле Гри Драйвера, а также проникнуться сочувствием к героине Джоди Комер. Финал ленты так и вовсе представляет из себя одно сплошное буйство эмоций, благодаря умелой постановке экшна и игре ведущих актёров.

Ещё ближе к третьему акту «Последняя дуэль» омрачается попытками авторов зацепиться ещё и за повестку движения MeToo, недвусмысленно проводя параллели между современным миром и героями фильма. Вот только эта сюжетная арка не просто воспринимается инородной, так ещё и логической кульминации не имеет. Смотрится это, мягко говоря, если не надуманно со стороны создателей, то, как минимум, смехотворно, поскольку вставлена эта самая повестка исключительно для галочки, нежели как желание авторов привлечь общественность к конкретной проблеме.

Если закрыть глаза на все сценарные проблемы «Последней дуэли», то он неё однозначно можно получить море положительных эмоций и впечатлений. Пускай Ридли Скотт снял далеко не самое лучшее кино в своей карьере, но и ругать картину, как тот же «Завет» или же «Исход», нет особого смысла. Конечно же, если сравнивать фильм с концептуально похожим «Расёмоном» Акиры Куросавы – от ленты и мокрого места не останется, особенно если проводить параллели с более грандиозным «Гладиатором» всё того же Скотта. «Последняя дуэль» хоть и не хватает звёзд с неба, до которых, к слову, она и не старается дотянуться, но своей подачей, формой и актёрским составом всё же способна увлечь, заинтриговать, разозлить монотонностью и, несмотря на недостатки, пощекотать нервы зрителю под занавес.

Оценка: 7 из 10

В прокате с 18 ноября

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!

 

World Podium © 2015 - 2022.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь